В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Первому альбому группы «Ария» — 34. Как это было?

Альбом «Мания величия» увидел свет 31 октября 1985 года. Это дебютная запись легенд отечественного хеви-метала — группы «Ария». «Вечерняя Москва» поговорила с участниками записи, музыкальными обозревателями об альбоме и его роли. Ведь сборник стал дверью для отечественных исполнителей в мир хеви-метала.

Первому альбому группы «Ария» — 34. Как это было?
Фото: Вечерняя МоскваВечерняя Москва

«Это рок»

Видео дня

Шел 1984 год. На западе вовсю гремел метал. Гиганты жанра, такие как Judas Priest, Iron Maiden, Black Sabbath уже давно конвейером выдавали зубодробительные альбомы. К этому времени успел отколоться от Black Sabbath и выпустить три сольника, начать кутить в турах с Motley Crue. Judas Priest издали девять пластинок, а более свежие Iron Maiden, находясь в локомотиве неудержимого, свистящего, убойного поезда, подарили миру пятую студийку – «Powerslave».

Жанр жил, эволюционировал, менялся. Из андерграунда резко вырывался, оскалившись на глэм, треш-метал. Головы фанатов тряслись все сильнее, волосы становились длиннее, а музыка — агрессивнее и злее. После успеха «Kill`em All» группы Metallica успел выйти «Ride the lighting», который наделал еще больше шума. Годом ранее самые быстрые из «большой четверки» — Slayer — уже успели заявить миру: «Никакого милосердия», — своим «Show No Mercy», Anthrax били кулаками под «Fistful of Metal», а Дейв Мастейн, выгнанный из Metallica, готовил бывшим коллегам кровавую месть в виде «Killing Is My Business… And Business Is Good!». А в

«Тореро»

Точнее – в СССР. Не было ничего…

— 1984-1985 год? Метал в СССР? О чем речь?! Могу вспомнить «Легион», еще пару групп, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, но ни о каких выступлениях, записях и вообще какой либо известности речи быть не могло. Был черный список музыкантов (перечень зарубежных музыкальных групп и исполнителей, в репертуаре которых содержатся идейно вредные произведения – прим. ред.). Их нельзя было просто так взять и послушать, но это зарубежные. Отечественных групп просто не было, да и откуда им взяться? Тотальный контроль. Запись не выпустить – цензура. Следили за всеми хорошо, тем более, если отечественная группа подражает западной моде. Ну что они, с хаерами, во всем черном, в цепях или лосинах выйдут? — рассказывает музыкальный обозреватель Денис Ступников.

Подполье, но только в голове – так можно описать метал в СССР. Тогда даже групп, или же другим словом – банд — и быть не могло, но… Тут и начинается история «Арии». Точкой отсчета стало участие в вокально-инструментальном ансамбле «Поющие сердца».

— Да, «Поющие сердца», там мы играли, — рассказывает бывший басист Арии . – Руководил им Виктор Векштейн (директор ансамбля и группы «Ария» - прим. ред.). Со мной выступал мой хороший друг , на вокале был . Были планы, хотели играть рок. Вот с Векштейном и начали общаться. Он «Поющих сердец» направление немного сместил, начали собирать группу.

Вокально-инструментальный ансамбль – вещь все-таки государственная. Играть там что попало не получится по идеологическим соображениям, а вот средства – отличные.

— Участники «Арии» – бывшие музыканты ВИА «Поющие сердца». То есть, иными словами, – профессионалы. Естественно, играть они умели, это не гаражные подростки, которые взяли гитары и начали потихоньку джемить и так учиться, — объясняет музыкальный критик Алексей Певчев.

Постепенно из «Поющих сердец» ушли Потемкин и Носков. Место гитариста освободилось.

«Волонтер»

— Тут мне звонит Владимир Холстинин (Холст – бессменный участник, один из основателей и двигателей «Арии» – прим. ред.) и спрашивает, нужен ли гитарист. Мы с ним уже работали в «Альфе» (советская рок-группа – прим. ред.). Ну место то было, договорились, что будет играть, — рассказывает Алик.

Музыканты берутся за дело. Векштейн видит в группе продукт, который хочет продать на западе. Естественно, у Холстинина и Грановского амбиции сыграть за рубежом есть, но с Векштейном по поводу творчества они постоянно спорят.

— Могу сказать точно, что альбом «Мания величия», по сути, был записан вообще без ведома Векштейна и, соответственно, без его участия, — говорит музыкальный обозреватель Денис Ступников.

А еще цензура…

— Приходилось просить каких-нибудь академических песенников, музыкантов, чтобы они разрешили свое имя поставить в соавторы текстов. Дескать, если такой есть – больше шансов что пропустят, пройдет цензуру и вообще выйдет альбом, — добавляет Ступников.

Более того, тексты песен проверялись, менялись, утверждались, перепроверялись, снова менялись и переутверждались.

— Мы боролись за каждую строчку. Я не шучу. Во время создания альбома «Мания величия» много спорили относительно текстов. Мы же хеви-метал делали, нам надо быть «тру», но, с другой стороны, необходимо, чтобы песню пропустили. Приходилось выкручиваться, — рассказывает автор текстов на альбоме «Мания величия», поэт-песенник .

«Мечты»

Разговор с обозревателями и критиками сразу наводит на мысль: неужели «Ария» – коммерческий проект?

— Я бы назвал ее бойзбендом. Правда, Векштейн собрал бойзбенд. В том плане, что это был коммерческий проект изначально, — говорит музыкальный критик Алексей Певчев.

— И да, и нет. Конечно, отрицать это нельзя: музыканты профи, сделать все стремились качественно, на пять с плюсом. Тексты вон писал им Елин (На альбоме «Мания величия» Александр Елин стоит, как автор семи из восьми композиций, слова к «Тореро» написала поэтесса – прим. ред.). Сами музыканты не стремились заняться текстами. Они даже говорили, что могут, но сначала напишут какую-нибудь фигню, потом набьют руку и будут создавать нормальные композиции, но хочется сразу и качественно, — говорит музыкальный обозреватель Денис Ступников.

«Ария» жаждала стать популярной. Еще бы, люди в СССР хотели хеви-метала, своего, отечественного. Группа смогла им это дать. Альбом «Мания величия» перевернул все. Его релиз можно считать началом истории хеви-метала в России. А вышел он, кстати, на магнитофонной ленте – самиздат.

— Выпустили. И никто ничего не понял. В смысле, никто не понял, что произошло. Звучит жестко, сурово, как там (на западе – прим. ред.). Никаких концертов даже не было до этого. Да и группы по сути не существовало – название не придумали. И вот Холст листал словарь, нашел там слово Ария. Было необходимо, чтобы оно на английском языке звучало также, как на русском. Отлично подошло: Ария есть Ария, — говорит музыкальный обозреватель Денис Ступников.

«Позади Америка»

«Ария» взяла жанр с запада. Хеви-метал – британо-американское творение. Получается, то, что играли отечественные музыканты — калька?

— «Ария» рубила хеви-метал. Западный, но свой. Посмотреть тексты – сразу все ясно. Лирика-то о своем. Это не транслитерация Iron Maiden и Judas Priest. «Ария» взяла стиль, приютила его в нашей стране и начала играть согласно своей культуре, — говорит музыкальный обозреватель Денис Ступников.

— Безусловно. Схожесть с западными группами максимальная. Гитарные рифы очень похожи. Можно даже сказать калька. Но это на первый взгляд. «Ария» все равно внесла самобытность в наш хеви-метал, — объясняет музыкальный критик Алексей Певчев.

«Мания величия»

Однако, в отличие от группы Gorky Park, которая была изначально собрана для того, чтобы поймать западного слушателя, с «Арией» такого не случилось. Цели создать русский китч не было.

— А вот «Парк Горького» отличный пример, кстати. Барабанщик их ( – прим. ред.) из «Арии» пришел. Один из основателей «Парка Горького». Покатались ребята по Америке, успешно. Но «Ария» все-таки такой цели не преследовала. Устремилась в СНГ, — говорит Денис Ступников.

«Мания величия» в 1985 году увидела свет. Альбом удался. Продолжение не заставило себя ждать: в 1986 году вышла вторая запись «С кем ты?», но также на магнитофонной ленте (только «Герой асфальта» 1987 года был выпущен госкомпанией ВФГ «Мелодия» - прим. ред.).

«Бивни черных скал»

После альбома «С кем ты?» группу покидает Алик Грановский и клавишник, бэк-вокалист из первого состава Кирилл Покровский.

— Холстинин и Грановский определенно что-то не поделили: творчество, — уверен музыкальный обозреватель Денис Ступников. — Вот и разошлись. Еще из группы ушел гитарист . Грановский с ними сделал прекрасную группу «Мастер».Так вот все сложилось.

Читайте также: Дибров, Арбенина, Стоцкая и другие звезды рассказали о своих автомобилях