Войти в почту

Стимуляция интереса граждан позволит России «вытянуть» местное самоуправление

Развитие местного самоуправления является чрезвычайно важной задачей для России – считает директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ Сергей Марков. Власти нужно задействовать людей в местном самоуправлении Президент РФ Владимир Путин назвал системной проблему, которая связана с разрывом между муниципальным и государственным уровнем власти, чем в очередной обозначил давнюю ситуацию в России, связанную с неразвитостью местного самоуправления. Здесь надо отметить, что большинство россиян даже не знают, что муниципалы выведены за пределы государственной власти, а сам этот уровень власти дает гражданам серьезную возможность для улучшения качества жизни. На сегодня это направление в РФ известно только искусственными скандалами, которые постоянно формируют хорошо известные псевдополитические силы на местных выборах. «Не надо ждать пока гражданское общество в России разовьется, надо работать. Я, в свое время, проводил серию мозговых штурмов, в том числе, и для администрации президента, и я точно понял из этих дискуссий и круглых столов несколько вещей», - заключает Марков. Во-первых, как отмечает политолог, местное самоуправление на муниципальном уровне крайне важно для улучшения жизни людей, а, во-вторых, люди не хотят в этом участвовать, поскольку они не очень хорошо понимают, как они могут войти в данный процесс. «У людей не хватает времени на это – они заняты другими делами. Третьим обстоятельством является тот фактор, что если в таких условиях дать власть местному самоуправлению, то ее моментально захватывают местные олигархические и полукриминальные группировки. Поэтому власть хочет дать полномочия местному самоуправлению, но ее смущают чудовищные злоупотребления», - резюмирует Марков. По словам Сергея Александровича, фактор злоупотреблений заставляет власть постоянно откатываться назад, причем вытянуть ситуацию можно только одним способом, повысив общественную активность людей. Для этого власть должна организовать мощную пропагандистскую кампанию, поскольку только это может стимулировать граждан принять активное участие в данном политическом процессе. «Пенсионерам, у которых есть свободное время, нужно объяснить, что это правильное и хорошее дело, а людей среднего возраста, которые работают, нужно стимулировать снижением их переработки, и это является знаковым фактором для России», - констатирует Марков. Как замечает эксперт, россияне работают очень много, их реальный рабочий день больше, чем в остальной Европе, поэтому нам нужно снижать данные хронические переработки, в том числе, и путем задействования людей в местном самоуправлении. «На этот счет должна быть пропагандистская кампания по поводу того, что «вы слишком много работаете, надо больше отдыхать, в том числе, и путем большего занятия общественной работой, причем я в этих вещах более чем убежден», - заключает Марков. Главной проблемой муниципалитетов являются деньги Другой вопрос, что у нас есть сложности со структурой местного самоуправления – например, в Санкт-Петербурге, Москве и Севастополе они вообще укорочены, а весь бюджетный фонд формируется в основном путем субвенций из федерального и регионального бюджетов. Из-за этого любое местное самоуправление полностью зависит от взаимодействия с вышестоящими органами российской власти. Генеральный директор Института региональной политики Дмитрий Журавлев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что перед нами чрезвычайно сложная и хроническая проблема для нашей страны, которую придется решать очень долго. «Это проблема бюджета и здесь есть две крайности. Первая крайность – это Москва и Санкт-Петербург, когда муниципальная власть обладает большими средствами и когда региональная власть считает, что она ими может распорядиться эффективней», - констатирует Журавлев. И это непростой вопрос в условиях России, ведь у нас постоянно назначаемая власть оказывается гораздо эффективней избираемой. В то же время, фактор выборности является в России главным различием регионального и муниципального уровней. «Поэтому региональная власть во многом права, но у местной власти существует свой аргумент – у нее плечо короче. Есть и вторая крайность, когда у местного самоуправления ничего нет. Я когда-то наблюдал на круглом столе разговор глав районов из разных российских регионов – так это был диалог китайца с папуасом. Здесь проблемы одного являлись мечтами другого», - резюмирует Журавлев. Поэтому в таких случаях можно полностью выполнить Европейскую конвенцию о местном самоуправлении, но глава бедного муниципального района, как замечает Дмитрий Анатольевич, все равно за деньгами пойдет к губернатору, от которого он зависит на 100 процентов. «Если представить, что мы вдруг забыли о проблемах бюджета, то в случае местного самоуправления, конечно, нужно сохранять выборность, хотя назначения и экономичней, но они создают политическую проблему, связанную с ответственностью», - заключает Журавлев. Просто, если бы губернаторы назначали муниципалов, то они бы отвечали за все действия данных людей, а это уже совсем другая ситуация. В результате, региональный уровень ответственности, как отмечает Журавлев, будет перегружен и может просто «утонуть». Впрочем, все это частности, а в реальности у населения банально отсутствует интерес к этой проблеме.

Стимуляция интереса граждан позволит России «вытянуть» местное самоуправление
© ФБА "Экономика сегодня"