«Единая Россия» сдохла, всё…»
На днях в интернете появилась скандальная видеозапись, на которой действующий губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, сидя в президиуме на встрече в Армавире и забыв выключить микрофон, в разговоре со своим первым заместителем Андреем Алексеенко произнес сакральную фразу: «Единая Россия» сдохла, всё…». Можно, конечно, посмеяться над незадачливым губернатором. Но на самом деле он, сам того не желая, на всю страну озвучил главную проблему, которая беспокоит российские власти в преддверии выборов депутатов Госдумы в 2021 году. Эти выборы, по сути, будут генеральной репетицией перед президентскими. А с учетом того, что активно циркулируют слухи, будто для обеспечения плавного «транзита» власти в России роль Госдумы может быть повышена, а ее председателем в перспективе может стать даже сам Владимир Путин, - значение для Кремля парламентской кампании-2021 сложно переоценить. Но как властям сохранить максимальный контроль над Госдумой в ситуации, когда репутация правящей партии «Единая Россия» уже практически «ниже плинтуса»? Вот основная головная боль для президентской администрации! Пока рассматривается несколько вариантов сценария выборов в Госдуму в 2021 году. В чем их содержание? Один предусматривает капитальный ребрендинг «Единой России». Или даже вывод на роль партии власти другой структуры. Например – Общероссийского народного фронта (ОНФ). Безусловно, такой вариант имеет свои плюсы. Потому что косметический ремонт «медвежьей партии» вряд ли даст какой-либо ощутимый результат. Однако главная сложность – ограниченный временной лимит. До выборов в Госдуму осталось менее двух лет. За такой короткий срок крайне проблематично реализовать масштабное переформатирование политического поля. К тому же это может вызвать внутренне сопротивление со стороны действующей единороссовской «элиты». Такой сценарий был бы реализуем, если на его осуществление у власти было побольше времени. Но в текущей ситуации он выглядит как очень проблематичный. Еще один сценарий, который активно обсуждается, это изменение баланса депутатов Госдумы, которые избираются по партийным спискам и по одномандатным округам. Напомню, что сегодня половину депутатского корпуса (225 человек) составляют «списочники», а половину – «одномандатники». По одному варианту реформы предлагается увеличить долю депутатов-одномандатников до 75%. По мнению авторов этой идеи, при таком раскладе власти смогут мобилизовать в качестве выдвиженцев от партии власти известных общественников, блогеров, журналистов, спортсменов, актеров, музыкантов. Что позволит обеспечить победу в большинстве округов за счет синтеза известности этих людей и использования административного ресурса. Определенная логика в этом плане есть, однако не нужно забывать, что при таком раскладе оппозиционные политические силы тоже постараются выдвинуть в одномандатных округах (особенно - в крупных городах) ярких людей. Что опять поставит власти в трудное положение. Нужно будет тотально «зачищать» всех неугодных конкурентов на этапе регистрации, но тогда есть риск получить масштабные протесты уже не только в Москве, как прошедшим летом, но и во многих других городах. А это чревато серьезной политической дестабилизацией. Или же придется многих ярких оппозиционеров допускать до выборов. Что несет в себе большие риски для кандидатов от власти. Так что данный вариант даже на первый взгляд тоже является довольно проблематичным для Кремля. Другая версия этого сценария – возвращение к выборам только по партийным спискам (как это было до 2012 года). Что позволит властям задействовать отработанные механизмы влияния на зарегистрированные политические партии и не допустить появления в списках одиозных оппозиционеров. Однако мы прекрасно помним, чем такой сценарий закончился в декабре 2011 года, когда обозленные россияне активно голосовали по принципу «за любую партию, кроме «Единой России». Из-за этого властям пришлось прибегнуть к масштабным фальсификациям, которые, в свою очередь, вызвали массовые протесты, целый год будоражившие страну и напрягавшие Кремль по полной программе (тогда, кстати, властям под давлением общества пришлось вернуться к смешанной системе выборов в Госдуму). Очевидно, что повторять такой же сценарий в 2021 году будет для власти очень опасно. Следующая новация, которая активно обсуждается в кремлевской администрации, - возможность создания избирательных блоков, когда разные политические партии и общественные организации могут официально объединяться для участия в выборах. Плюсом для Кремля здесь является то, что непопулярных единороссов можно будет разбавить различными общественными структурами и улучшить имидж кандидатов от власти в глазах избирателей. Но здесь опять же присутствуют и серьезные риски, так как подобные блоки начнет создавать и оппозиция, что может создать непредсказуемый предвыборный расклад и поставить власти в очень неудобное положение. Представим, например, что КПРФ объединит усилия в таком избирательном блоке со своими союзниками на левом и патриотическом флангах оппозиции. Здесь может получиться очень мощный синтез системных и несистемных политических сил, который способен создать колоссальные проблемы для единороссов. Таким образом, все возможные варианты реформирования законодательства о выборах накануне выборов депутатов Госдумы-2021 несут в себе существенные риски для властей. Поэтому на данном этапе в Кремле начинает преобладать успокоительная версия о том, что, мол, ничего радикально менять не нужно. Рейтинг «Единой России» можно выправить отдельными косметическими мерами. При этом оппозицию следует и дальше дробить при помощи создания различных спойлеров и точечных репрессивных действий в отношении «неудобных» лидеров. Все это, по мнению сторонников консервативного сценария проведения выборов-2021, позволит «как-нибудь обеспечить нужный результат» и сохранить для власти контрольный пакет мандатов в российском парламенте. Однако при таком раскладе отвращение российских граждан к «Единой России» может достигнуть такого масштаба, что сработает практически любой вариант протестного голосования. И выборы могут превратиться в плебисцит по вопросу доверия или недоверия власти. Тоже очень опасный для Кремля сценарий. Получается, что при сохранении текущего антисоциального экономического курса у власти нет гарантированных сценариев победы на выборах в Госдуму в 2021 году. При этом многие представители действующей провластной «элиты» прекрасно осознают возможные проблемы. Поэтому у многих из них появится соблазн поиграть в различные игры с оппозицией, чтобы создать себе «запасные аэродромы» на случай серьезного политического кризиса, который вполне возможен в ближайшие годы. Так что ситуация может стать просто непредсказуемой. Такая неопределенная обстановка налагает дополнительную ответственность на российскую оппозицию. В первую очередь - на лево-патриотические силы. Уже сейчас нужно формировать широкий фронт левых и патриотов. А также создавать и пропагандировать яркую команду лидеров, которая должна стать лицом будущих перемен с стране. Если сделать это в ближайшее время, тогда у лево-патриотических сил появляется шанс побороться за существенное укрепление позиций в Госдуме и усиление общего влияния в политической жизни страны накануне серьезных событий. Ну, а промедление, как говорится, смерти подобно. Как минимум – политической смерти…