Что ждёт нас в «Грядущем мире»?

Сейчас в музее современного искусства Garage проходит выставка-экофорум «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100». Работы более 50 авторов со всего мира принимают участие в данной экспозиции. Масштабный выставочный проект вступает в дискуссию с современным человеком, показывает ему возможное будущее. Предостерегает? – вовсе нет. Выставка построена довольно критично. Авторы работ не осуждают человека за принесение вреда экологии, они показывают существующие последствия, которые уже влияют не только на жизнь природы, но и на нашу. Экспозиция помещает зрителя в условия, где исчерпаны все природные ресурсы, а загрязнение планеты достигло апогея. Не случайно кураторами выставки был выбран именно временной промежуток с 2030-го по 2100 год. В соответствии с прогнозом эколога и демографа, Пола Эрлиха, примерно к 2030-му году весь запас мировых ресурсов будет исчерпан. 2100 год же, по мнению фантаста Артура Кларка откроет для человечества возможность переселения на другие планеты. Но что же делать в течение 70 лет, когда ресурсы уже исчерпаны, а «обменять планету на новую» ещё нельзя? Две главные темы выставки: охрана окружающей среды и что же такое экология в целом.Первая отсылает человека к уже существующим экологическим проблемам, вторая – показывает место человека в экосистеме и его взаимосвязанность с окружающим миром. «Чёрный прилив» Так называется серия фотографий американского художника Аллана Секула, запечатлевшая работы по ликвидации последствий масштабной аварии у побережья Испании. (Ноябрь 2002, утечка мазута вследствие затопления танкера «Престиж»). Буквально «репортаж» с места событий наталкивает зрителя на мысли о возможности экологической катастрофы у берегов Европы. Фото их серии «Чёрный прилив» «1001-й остров» Посреди зала музея мы видим груду использованных пластиковых бутылок, связанных сетью. Далеко не каждый сможет воспринять это как произведение искусства, но это работа индонезийской художницы Титы Салина, собранная у берегов Джакарты. Вследствие разрушения береговой линии Индонезии большое количество островов уходит под воду, и сама столица рискует разделить такую же участь. Власти разворачивают проекты по возведению искусственных островов, что только ухудшит экологическое положение региона. В работе «1001-й остров – самый устойчивый остров архипелага» Тита Салина иронизирует над тем, как власти, желая восстановить утраченные природные материалы тут же их губят. «Минута недышания» В одном из залов экспозиции можно увидеть чёрно-белую фотографию в рамке. На ней три человека, зажимающих себе рты и носы: Михаил Рошаль, Виктор Скерсис и Геннадий Донской, пионеры перфоманса, участники андерграундной группы «Гнездо». Суть «Минуты недышания в защиту окружающей среды» заключается в призыве к защите нашей планеты, обращении внимания на уже существующие серьёзные последствия, приближающуюся экологическую катастрофу. «Камни – мои отцы» Также в экспозиции мы можем увидеть корневые скульптуры одного из лидеров русского футуризма, Михаила Матюшина. Скульптор понимает искусство, как акт творения и считает его одним целым с природой, её продолжением. Не случайно сам Матюшин, сознательно подчёркивая целостность окружающего мира и положения человека, занимаемого в нём, говорил «Камни – мои отцы». Сколько слёз ангела нужно, чтобы начать беречь планету? На выставке представлена одна из работ американской художницы Марты Рослер – «В-52 слезах ангела». Скульптура создана из растения под названием солейрония, запечатлев на нём контуры бомбардировщика, используемого во время военных действий во Вьетнаме. Задача данной работы художницы – затронуть проблему влияния войны на окружающую среду. «Циркуляция» Вода, циркуляционный насос, воздух, соединители и пластиковые трубки – все эти элементы задействованы в работе Ханса Хааке «Циркуляция». Прямо на полу музея мы видим водные сеть водных артерий. Таким образом художник обращает внимание на источники загрязнения речной воды, причины нарушения экосистемы. К выставке приурочена и публичная программа. С момента открытия выставки до её закрытия (1 декабря) в определённые дни в Garage можно посетить лекции и дискуссии, в которых участвуют художники, режиссёры, искусствоведы и многие другие. «Грядущий мир» проливает свет на экологическую травму, серьёзность которой постоянно растёт. Причиной этому является человеческая деятельность. Кураторы выставки показывают зрителю: важность вопроса экологического будущего нашей планеты возросла настолько, что в ближайшем будущем станет одним из ключевых политических вопросов. София БАРЫШЕВА

Что ждёт нас в «Грядущем мире»?
© Аргументы Недели