«Скрипят, но работают». В Петербурге задали ориентир в реализации нацпроектов
№1 по ответственности? «Сейчас идет анализ того, как ведется реализация нацпроектов на местах. К сожалению, риторика такая: масштабные проекты заваливает муниципальная власть. Региональная власть стоит номером 1 по ответственности. Я категорически не согласен с такой оценкой», — заявил на Форуме стратегов председатель правления национальной ассоциации развития местного самоуправления Иван Цецерский. Зал, в котором проходил круглый стол по проблемам реализации национальных проектов в территориях был буквально полон битком. Несмотря на духоту и нехватку мест слушатели все два часа не вставали с мест, настолько в точку пришлись поднимаемые вопросы. Слишком уж не простым оказался для российских муниципалитетов подходящий к концу первый год реализации нацпроектов, заданных стране указом президента на период с 2019 по 2024 год. Вся плотно регламентированная двухдневная программа 18-го, ставшего традиционным для Петербурга, Форума стратегов в этом году была посвящена национальным целям и их эффектам для территорий. Но об эффектах пока оказалось рано говорить: настолько озадачил регионы сам процесс достижения целей. Увлеченные спикеры ненароком выходили из регламента Как продолжил Иван Цицерский, не везде реализация национальных задач идет гладко. «В подавляющем большинстве муниципалитеты сами не понимают, чего от них хотят. Планирование нацпроектов несколько запаздывает», — сказал эксперт. В оправдание муниципалитетам он сразу поставил то, что текущий год - первый, «прорывной» в работе по новым направлениям. А муниципалитеты, несмотря на сложности, «хоть и скрипят, но работают». При этом спикер отметил, что и правительству в свою очередь необходимо поправить нормативную базу. Вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Пространственное развитие» Наталья Трунова также признала, что сейчас есть проблемы не просто с реализацией нацпроектов, но даже с элементарным информированием органов власти о том, что будет происходить на их территории, чтобы они могли максимально учесть это в документах и реализуемых проектах. Есть также сложности, связанные с ограничениями возможностей участия бизнеса в реализации нацпроектов, сняв которые, можно было бы достичь большего эффекта при меньших затратах для бюджета. Но тут Наталья Трунова также сделала поправку на то, что 2019-й — только «разгоночный» год с контекстом, что все еще впереди. Наталья Трунова на форуме руководила сессией по проблемам реализации нацпроектов в территориях Член Общественной палаты РФ Андрей Максимов обратил внимание, что конкретных примеров того, что сделано, сейчас сложно найти. «К сожалению, наша машина реализации заведена, но скорость она точно не набрала. И мы сами не понимаем, как на этой машине ехать», — образно, но объективно признал эксперт. Среди прочего выступающие также отмечали проблемы недостатка сформированных практик, оторванность задаваемых нацпроектами условий от реалий в конкретных муниципалитетах, отсутствие четких систем задач для субъектов, но главное – проблему с доведением средств. Финансовым аспектам реализации нацпроектов в регионах была посвящена отдельная дискуссия в рамках форума. Имеющий значение размер Как выяснилось, финансирование части муниципалитетов по нацпроектам из федерального бюджета началось только с августа. И не всегда в тех пропорциях, на которые эти муниципалитеты рассчитывали. Так, замруководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга Юлия Лудинова рассказала, что в Северной столице нет возможности реализовывать национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», так как Петербург – регион-донор. Это значит, что если для дотационных субъектов РФ пропорции финансирования нацпроектов составляют 95 % федеральных средств к 5% из местного бюджета, то для Петербурга все в точности наоборот. Всего 5 % предоставляется федеральными траншами, остальное – нагрузка на местный бюджет. Если подкреплять это цифрами, то получится, что 40 утвержденных в городе нацпроектов финансируются в объеме 54,2 млрд рулей, в которых доля федерального бюджета – всего 2,7 млрд. Юлия Лудинова рассказала о проблеме Петербурга как региона-донора Однако и в дотационных регионах, которые, по идее, могли бы рассчитывать н пропорции 95 к 5, ситуация оказалась тоже не радужной. Присутствовавшая в зале представитель Республики Коми сообщила, что регион не видит тот уровень финансирования, который им определен. В этом году пропорции составили 55 на 45, а если рассматривать строительство в рамках нацпроектов, то на муниципалитет ложится львиная доля расходов – 70 %. Оказывается, федеральный транш идет только на возведение коробки, а коммуникации и прочее ложится на плечи субъекта РФ. То же и с организацией ФАПов, о которых сейчас много говорят в регионах. В Коми на один такой объект требуется 13 млн рулей, а дотации выделяются из расчёта стоимости 7 млн на ФАП. Общую географию финансирования нацпроектов представил Институт реформирования общественных финансов. По их данным, регионами с минимальной долей расходов на нацпроекты являются Калининградская область, Республика Крым, ХМАО, ЯНАО, Сахалинская область, Севастополь, Московская область, Хабаровский край, Камчатский край и Чукотский АО. «Высокодотационные регионы получают максимальное количество трансфертов, но это накладывает и определенные обязательства», — показала другую сторону дотаций начальник отдела Института Анна Михайлова. Бюрократия побеждает Под это другой стороной, в первую очередь, имелась в виду крайне строгая отчетность субъектов. Многие участники форума отмечали, что контролирующие органы, в том числе прокуратура и МВД, буквально забрасывают чиновников на местах различными требованиями. Директор Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития России Алексей Елин признал проблему длительного согласования документов территориального планирования, отчасти объяснив ее человеческим фактором. А Наталья Трунова заявила, что наличие больших форм отчётности, соглашений, бюрократии и тому подобного отвлекает от основного дела. На это же указал министр экономического развития Максим Орешкин на пленарном заседании Форума. «Можно признать, что бюрократия побеждает. В сложившейся системе управления замминистры через определенный набор действий могут отправить любой проект в так называемый бюрократический ад. От фактического согласования до предварения проекта в жизнь может пройти несколько месяцев. Такое забюрокрачиваение любых изменений приводит к тому, что даже если есть понимание проблемы и понимание, как ее решать, в реальности от этого понимания до фактического принятия действий может пройти очень длительный срок», — сказал Максим Орешкин. Максим Орешкин рассказал про бюрократический ад, в который попадают многие проектные документы Министр также подчеркнул, что и отчетность – еще одна серьезная проблема на пути реализации нацпроектов – также побеждает «с заявленным преимуществом». Ранее «ФедералПресс» писал, что председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин на Форуме заявил, что главная проблема реализации нацпроектов кроется в системе государственного управления в этой сфере. Следовательно, эту систему нужно менять. Позже руководитель Счетной палаты сказал, что в основу для этих изменений должны лечь новые технологии, которые позволят увязать в одно целое все бюрократические механизмы. На второй день Форума стратегов к обсуждению темы нацпроектов в регионах должны подключиться главы субъектов. Их мнения обещали учесть в правительстве РФ. Это был первый день форума. Дискуссия запланирована на два насыщенных дня Фото: ФедералПресс/Витор Вытольский