В Челябинске завершился II Авторский музыкальный фестиваль Юрия Башмета
В Челябинске, на сцене Концертного зала имени Прокофьева вчера, 27 октября, завершился второй Авторский фестиваль Юрия Башмета. Концерты прошли в Снежинске и Сатке (24 и 25 октября). В выходные дни камерный ансамбль «Солисты Москвы» Юрия Башмета выступил в Челябинске. «Музыкальное путешествие» (так называлась программа фестиваля) длилось четыре дня. Музыканты Юрия Башмета исполняли Моцарта и Чайковского, Гайдна и Шнитке, Россини, Турины и Пьяццоллы. В числе приглашенных гостей в концертах приняли участие Ксения Башмет (фортепиано), Леонид Друтин (саксофон), трубач с мировым именем Сергей Накаряков, который сделал потрясающую сольную карьеру (с 1993 года он живет в Париже, гастролирует по всему миру). В сопровождении ансамбля «Солисты Москвы» музыкант исполнил Первый виолончельный концерт Гайдна в переложении для флюгельгорна (Сергей Накаряков первым вывел флюгельгорн на сцену в качестве солирующего инструмента). Музыкальных сюрпризов и впечатлений было много. А самое главное, появилась уверенность, что фестиваль Юрия Башмета на Урале – это надолго. «Радостно, что мы приехали сюда во второй раз,— сказал перед концертом народный артист России Юрий Башмет.— Внимание и успех, который мы имели в первый раз, – это понятно. Но если фестиваль продолжается, расширяет географию, совершенно очевидны горизонты. Планы у нас большие, интересные. А на Урале есть люди, которые вместе с нами их воплощают в жизнь». Юрий Башмет является артистическим директором 15 фестивалей в 8 странах мира. На вопрос, почему на фестивальной карте появился Челябинск, корреспонденту Урал-пресс-информ ответил генеральный директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко: «Исторически сложилось, что Челябинск для нас любимый город на Урале, можно сказать, домашний — благодаря людям, которые здесь живут и работают. Давно уже, встречаясь с директором филармонии Алексеем Пелымским, министром Алексеем Бетехтиным, мы хотели придумать фестиваль, который бы охватил самые разные точки Челябинской области — Магнитогорск, Сатку, «атомные» города, многие другие. И это получилось. В прошлом году Росатом открыл для нас Озерск и Снежинск. Появление в Челябинске симфонического оркестра тоже открывает новые возможности». По словам маэстро Башмета, в Челябинске, на базе детской филармонии, планируется создать музыкально-образовательный центр для поддержки талантливых детей. Кстати, в Снежинске уже второй год работает Музыкальная академия Юрия Башмета. В этом году в ней приняли участие более 100 человек – учащиеся и преподаватели музыкальных школ из 18 российских городов. С 24 по 29 октября в Снежинске проходят концерты, творческие встречи, мастер-классы, которые ведут известные российские музыканты преподаватели и профессора Московской консерватории. Фестивальный уик-энд в Челябинске доставил зрителям незабываемое удовольствие. Звучали редко исполняемые сочинения, программы — абсолютно эксклюзивные, авторские. Исполнять новую, незаигранную музыку — главный принцип маэстро Башмета. «Фестиваль — это не концертный сезон,— поясняет Дмитрий Гринченко.— Публика должна каждый раз узнавать новое, то, что она не видит каждый день. Например, «Moz-Art a’la Haydn» Альфреда Шнитке, прозвучавшая вчера. Очень необычная пьеса, где и свет участвует, и оркестр ходит по сцене. Это дуэт-поединок 2-х скрипок (солисты Андрей Поскробко и Михаил Ашуров), который начинается в полной темноте, потом постепенно высвечиваются исполнители. А в финале музыканты один за другим уходят со сцены, оставляя за пультом одинокого дирижера, как в финале “Прощальной симфонии” Гайдна». В программе каждого фестиваля Юрия Башмета есть музыкально-литературная композиция. В прошлом году это была «Калигула» Камю с участием Константина Хабенского (оригинальный перевод Дмитрия Быкова). В этом году – «Моцарт и Сальери» Пушкина, текст читал артист, Вахтанговского театра, известный киноактер Сергей Епишев (он выручил объявленного в афише Григория Сиятвинду, который сломал ногу). «Моцарт и Сальери» интересен тем, что вы слышите сочинения Моцарта и Сальери, текст великого Пушкина, который перекликается с музыкой,— рассказал Юрий Башмет.— Мы подбирали музыку таким образом, чтобы было ясно, где гений, а где просто профессионал. Замечательно, что маленькое соло сыграла на рояле ученица Центра музыкального центра «Камертон» города Магнитогорска Софья Селянко». Даже в этой, казалось бы, незначительной детали — выступлении ученицы местной музыкальной школы — весь Юрий Абрамович. Блестящий исполнитель, дирижер и педагог, который смотрит в будущее и очень много делает для сохранения и развития классической музыки. «Это очень живая история – классическая музыка, — продолжает музыкант и продюсер Дмитрий Гринченко (Москва).— В России классическое искусство развивалось 200 лет, мы были авангардом для всего мира со времен Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского. Конечно, упростить, облегчить классику всегда проще. А вот восстановить традиции академического искусства очень нелегко. Важно, чтобы люди это чувствовали». Фото: Надежда Пелымская