Актерская кузница кадров: «Щука» отметила 105-летие
Один из лучших творческих вузов в России Театральный институт имени Бориса Щукина отметил 105-летие. Датой основания этого учебного заведения принято считать 23 октября 1914 года. Тогда молодой актер, ученик Станиславского Евгений Вахтангов провел первое занятие с артистами, организовавшими любительскую театральную студию. За долгие годы название вуза менялось несколько раз – Мансуровская студия, Московская драматическая студия Вахтангова, третья студия МХАТ. Неизменным оставалось то, что из «Щуки» всегда выходили талантливые актеры и режиссеры. Среди его выпускников Юрий Любимов, Михаил Ульянов, Ролан Быков, Юрий Яковлев, Татьяна Самойлова, Андрей Миронов и Максим Аверин. В чем секрет «вахтанговской школы» – в репортаже корреспондента телеканала «МИР 24» Надежды Базюкевич. Шагать по Москве герои знаменитого фильма могли и в другом составе. Если бы Евгения Стеблова, первокурсника Щукинского училища, не отпустили с учебы на съемки. «Я вытянул свой лотерейный билет, меня отпустили. Меня отпустил наш выдающийся ректор, народный артист СССР Борис Евгеньевич Захава. Я чувствовал, что ему нравлюсь. И он меня с улыбкой отпустил», – вспоминает народный артист РФ Евгений Стеблов. В традициях Щукинского института доверять студентам, давать им творческую свободу. Сама история школы начинается с того, как Вахтангов ослушался Станиславского, когда тот после провала спектакля запретил молодому артисту заниматься режиссурой. Но ученик со своими единомышленниками тайно продолжил репетиции. Вскоре Станиславский уже сидел в зрительном зале и хвалил работу строптивого ученика – спектакль «Принцесса Турандот». «Вахтанговское – это абсолютно условная форма, открытая, театральная и подлинные чувства. Форма условная, а чувства настоящие», – говорит заведующий кафедрой мастерства актера Павел Любимцев. Именно из этого сочетания «подлинного и условного» рождается особая театральная игра. Неповторимая «щукинская школа», которая навсегда теперь связана и с театром Вахтангова. «Актерскую профессию можно разбить на составляющие. Каждый элемент нужно частным образом освоить. Когда мы приходим к общему, все эти элементы должны забыться, никаких швов не должно быть видно», – рассказал народный артист РФ, ректор Театрального института имени Б. Щукина Евгений Князев. От кинокамеры «швы» скрыть еще сложнее, чем от театральной публики. Но выпускники «Щуки» умеют работать везде. В России и за рубежом вместе с их персонажами смеются и плачут зрители разных поколений. Невероятно, но факт Кем стали юные актеры «Наверное, так никто никогда больше к тебе не относится: нежно и требовательно, с надеждой, веря в тебя. Наверное, это лучшие годы, когда ты защищен родительской опекой. Дальше уже идет выживание из оплеух и всего остального», – отметил заслуженный артист РФ Максим Аверин. Есть такое понятие «щукинское братство». После института артисты часто работают вместе и снимаются в картинах выпускников этой театральной школы. «Так получается не специально. У меня работают выпускники Щукинского училища от конца 1950-х годов и заканчивая 2000-ми годами. Это живая школа, ничего не кончается», – сказал кинорежиссер Сергей Урсуляк. Не перестают учиться артисты и после выпуска из института. Ведь каждый выход на сцену, каждая работа в кино – тоже своеобразный урок. «Наивно думать, что училище может дать профессию. Профессия, актерское дело очень трудное и долгопроходимое дело. По этой дороге нужно идти и идти, и конца не нужно видеть, а нужно только цель знать. Главное, что всегда надо надеяться свершить нечто великое», – уверен народный артист РФ Василий Ливанов. Именно этой целью в своей альма-матер раз и навсегда задаются «щукинцы». О студенчестве Василий Ливанов готов вспоминать бесконечно. Он бережно хранит рисунки, на которых когда-то изобразил своих однокурсников и преподавателей. У каждого выпускника своя история. Все они становятся историей вуза, который стал «кузницей кадров» для лучших российских театров и кинофильмов.