Театры закрывать пока не будем
Цитирую источник: «Как-то меня спросили: если вы были бы президентом России, какие первые законы приняли бы? Естественно, я бы закрыл все театры… Это моя, может быть, жесткая позиция верующего человека, но все-таки немножко обученного». Бывший замминистра культуры РФ Пожигайло свою инициативу подкрепил авторитетом Достоевского, который в одном из писем жене писал: «Одно только меня смущает… Раньше люди в субботу в церковь ходили. А сейчас на... пьесы в театр». Ни в коем случае не оспариваю утверждение о необходимости еженедельного присутствия православного человека на литургии, о чем печется уважаемый Павел Андреевич. Но как-то пахнуло от его призыва духом крестовых походов. Россия, конечно, страна православная, но в ней живут люди и других конфессий. Это во-первых. А во-вторых, церковь — это же не коммунизм, куда партия загоняла железной рукой своих граждан стройными рядами. Присутствие на литургии — предмет веры и сознательности каждого отдельного христианина. Апостол Павел утверждал: «Все мне позволительно, но не все полезно». Имея в виду, что ограничения должны быть внутренними, а не внешними. А иначе мы можем договориться до того, что по субботам телевидение надо будет отключать, кинотеатры закрывать, а книги того же Федора Михайловича из домов выносить. Чтоб искушения почитать в субботний вечер не возникло. Кстати, Достоевский в письмах супруге писал еще и следующее: «Ты знаешь, дорогая, талантливый бестия Островский. Действительно, талантлив». А уж когда дело дошло до того, чтобы собственные произведения Федора Михайловича увидели свет рампы, он совсем не был против! В своем письме от 20 января 1872 года он отвечает некой Варваре Дмитриевне, собиравшейся поставить «Бесов» в театре: «Повторяю, я совершенно сочувствую вашим намерениям, а ваше желание довести дело до конца мне чрезвычайно лестно». Вот так-то. Да и спектакль ведь спектаклю рознь. Павел Пожигайло, родившийся в 1963-м, конечно же, помнит тоскливые времена, когда церкви в стране были по большей части закрыты, а православные молитвы звучали именно с театральной сцены. Например, в спектакле «Юнона и Авось». Как писал германский журнал «Штерн», «в связи с тем, что религия в Советском Союзе почти полностью уничтожена, единственное религиозное питание для молодежи осуществляет ныне Московский театр имени Ленинского комсомола». Забавно, не правда ли? Многие атеистически настроенные советские граждане по иронии судьбы впервые прикоснулись к церковным молитвам именно через театр. Я это к тому, что в нашей жизни со времен Федора Михайловича немало чего поменялось. Вот, например, патриарх высказался на тему того, что женщины могут заходить в церковь в брюках. Потому что женские брюки давно уже перестали быть «предметом мужской одеждой» и шьются прицельно для дам. Раньше и актеров хоронили только за пределом церковных кладбищ, а сегодня на территории Новодевичьего монастыря рядышком лежит прах Марка Захарова, Георгия Данелии, Льва Дурова и других (царствие им небесное) больших артистов, занимавшихся высоким театральным и киноискусством. Да и что огород-то самим городить? Вот, например, псково-печерский старец Иоанн Крестьянкин — образец христианина, монаха и священника — будущему игумену монастыря Тихону Шевкунову на его вопрос, можно ли тому заниматься кино или нет (Тихон Шевкунов тогда обучался во ВГИКе), ответил: «Кино — это язык. Им можно провозгласить: «Распни, распни!», а можно и прославить Бога». Мысль эта в полной мере относится и к театру. Неслучайно на хорах Софийского собора в Киеве с XII века были изображены скоморохи. Первые, кстати сказать, театральные артисты на Руси. Так что, может, с закрытием театров все-таки повременить? Авось еще на что-нибудь сгодятся?