Ещё
Россию обвинили в беспощадности
Россию обвинили в беспощадности
В мире
Пугающий коронавирус: Число жертв растет
Пугающий коронавирус: Число жертв растет
В мире
Дошутился: Стало известно о скорой отставке главы Чувашии
Дошутился: Стало известно о скорой отставке главы Чувашии
Политика
Появились новости о пропавшей Андрейченко
Появились новости о пропавшей Андрейченко
Шоу-бизнес

Первые ворота. Чем Уктусский аэропорт был для Екатеринбурга 

Первые ворота. Чем Уктусский аэропорт был для Екатеринбурга
Фото: АиФ Урал
стал родиной советской гражданской авиации. Ещё можно успеть посмотреть на живую историю авиастроения на Урале, пока её не стерли с лица земли
На днях уральские СМИ растиражировали новость о том, что Уктусский аэропорт отказались признавать памятником архитектуры, а значит, его участь практически решена. Старое здание, скорее всего, снесут, а на его месте возведут очередной торговый центр или автовокзал. Специалисты Управления госохраны ОКН не увидели в его архитектуре никаких интересных элементов. Между тем Уктусский аэропорт открывает первую страницу авиаистории Екатеринбурга.
Не, первый, а второй!
Если быть точным, где находился самый первый пассажирский аэродром Екатеринбурга… науке не известно. Да, вот так. Хотя с гордостью можно говорить, что наш город является родиной советской гражданской авиации.
Единственная в дореволюционной школа военной дальней авиации во время Первой мировой войны оказалась в . После революции группа энтузиастов возрождала её работу. Они горячо верили, что уже скоро победит мировая революция и наступит вечный мир. Так что лётчикам надо готовиться к работе на «гражданке». А потому в 1919 году было решено в рамках лётных тренировок выполнить на дальних бомбардировщиках «Илья Муромец» несколько пассажирских рейсов до . Однако первая же попытка закончилась провалом, трасса была подготовлена плохо.
И тогда по какой-то причине стали готовиться к полётам в другую сторону, на восток. Целью стал Екатеринбург. Было выполнено два рейса. Скорее всего, «Муромцы» садились и взлетали на городском ипподроме (ныне парк за Дворцом молодёжи).
Однако продолжения не последовало. Школа в полном составе вскоре была переброшена на юг — участвовать в боях с  в . И в Сарапул уже не вернулась.
Но уже в 1923 году началось создание советской гражданской авиации. Екатеринбург не остался в стороне. Лётное поле было решено создать на пустоши с юга от города. Уральская гражданская авиация началась с прибывших в марте 1924 года трёх «Юнкерсов», каждый из которых мог вместить лишь четырех пассажиров. Они возили высокопоставленных чиновников до Нижнего Тагила, Ирбита, Серова, Ивделя, Красноуфимска, в Тюмень.
Эпоха дальних перевозок началась в 1929 году. Причем сразу с очень дальних перевозок. В СССР была запущена самая протяженная в мире линия авиапочты — между Москвой и Иркутском. 4683 километра — это больше, чем южный почтовый маршрут между Францией и Латинской Америкой, который так поэтично описал летавший на нём .
Это была эпоха экспериментов. Нехватку средств на постройку аэродромов надеялись компенсировать широким применением гидросамолетов. В 1932 году появилась такая авиатрасса и на Урале: в Свердловске амфибии «Ш-2» взлетали с Уктусского поля, направлялись в Ханты-Мансийск через Тавду, садясь и взлетая там прямо с речной глади.
Здание аэропорта, на которое пока ещё может полюбоваться любой желающий, было решено построить в 1934 году. Однако завершено строительство было лишь в 1937-м.
Как создаются мифы
Появившийся на бывшем лётном поле в начале 2000-х торговый центр накрепко вбил в головы горожан миф: здесь, на Уктусе, когда-то причаливали красавцы дирижабли.
И вправду, в середине 1930-х было принято решение открыть постоянное сообщение между Москвой и Свердловском. Рейсы совершать планировалось силами эскадры дирижаблей имени В. И. Ленина из шести единиц. Был уже построен и проходил испытания первый — В6 «Осавиахим».
На Урале в 1937 году была построена причальная мачта для дирижабля — самая высокая в Европе. Правда, как сообщают архивы, располагалась она не на Уктусском аэродроме, а на военном аэродроме под Арамилью. Но дирижабль так и не прилетел. К пробному перелёту до Новосибирска через Свердловск в феврале 1938 года было уже всё готово, когда пришла тревожная радиограмма: льдина, на которой дрейфовали полярники во главе с , раскалывается, жизни людей в опасности. Экипаж «В6» вызвался лететь на помощь.
Погода в зимней Арктике была отвратительной. К полёту по новой трассе экипаж подготовиться не успел. В ночь на 6 февраля в условиях нулевой видимости дирижабль врезался в гору, не отмеченную на картах. Аппарат был уничтожен, экипаж почти весь погиб.
Незадолго до этого в США потерпел катастрофу дирижабль «Гинденбург». Так что советское руководство полностью закрыло работы по этой теме.
Закат
Начало 1940-х ознаменовалось появлением скоростных и тяжелых самолетов. Стало ясно, что за ними будущее гражданской авиации. Однако они могли взлетать только с аэродромов с твёрдым покрытием.
Таким после реконструкции в июне 1941 года стал военный аэродром Кольцово. Началась война, и стало ясно, что страна еще долго не сможет себе позволить роскошь переоборудовать в районе Свердловска еще один аэродром. Так что насущную задачу развития гражданской авиации в регионе решили просто: в 1943 году, когда занимавший Кольцово НИИ ВВС смог вернуться из эвакуации обратно в Подмосковье, этот аэродром открыли для использования гражданской авиацией. Отныне только отсюда совершались рейсы за пределы региона.
Уктус продолжал жить весьма насыщенной жизнью. Здесь базировалось около сотни (!) самолетов Ан-2 плюс вертолеты, интенсивно выполнявшие рейсы по Свердловской области. Авиаперевозки щедро дотировались государством, тариф для населения вычислялся по формуле «4 коп. за километр». То есть до Серова можно было добраться рублей за 12, а средняя зарплата тогда составляла 160 рублей. Учтите ещё, что личных автомобилей тогда было гораздо меньше. Так что недостатка в желающих добраться по области побыстрее не было. Тем более что пользоваться аэропортом было очень удобно, приехать-уехать можно было… троллейбусом.
Однако город разрастался, аэродром и его авиатрассы становились как кость в горле. В начале 1980-х военные согласились покинуть аэродром Арамиль. Малую авиацию перевели сюда. Вскоре уже на бывшем лётном поле Уктуса громоздились жилые многоэтажки. А на краю «Ботаники» виднелось ставшее таким маленьким жёлтое здание аэровокзала — эдакий романтичный привет из прошлого.
Видео дня. У экс-жены короля Малайзии Воеводиной отек мозга
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео