Войти в почту

Павел Гудков: Правительство и госкорпорации предлагают россиянам свои сценарии будущего

Мы привыкли скептически относиться к современным технологиям. У многих слово «инновации» вызывает интуитивное отчуждение, и это, на самом деле, нормально: новое и непривычное редко воспринимается с энтузиазмом, однако через несколько лет мы уже не понимаем, как раньше обходились без повсеместного wi-fi, «Госуслуг», приложений для вызова такси. Всего 10 лет назад для того, чтобы оформить загранпаспорт, нужно было потратить личное время, собрать внушительный пакет документов, посетить паспортный стол в строго определенное время — либо обратиться за помощью к дорогостоящему посреднику. Сейчас львиную долю этой нагрузки взяли на себя цифровые сервисы: технологии вполне успешно работают на благо общества в целом и на каждого из членов общества персонально. Как именно инновации приходят в нашу жизнь? Если мы говорим о России, то сегодня инициатор большинства крупных проектов — это государство, которое предлагает нам свой образ будущего — например, в виде нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации». Корреспондент «Вечерней Москвы» заглянул в будущее с заместителем генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Павлом Гудковым. Он рассказал «ВМ» как будет выглядеть жизнь россиян через несколько лет и как сегодня закладывается фундамент этих изменений. — Что такое дорожная карта и зачем она нужна? — Дорожная карта фиксирует то, какие именно российские технологии мы хотим видеть развитыми и внедренными в обозримом будущем. Таких «сквозных» технологий, на которые в ближайшие пять лет будет сделан упор, несколько: это искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, робототехника и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей, а также новые производственные технологии. Дорожные карты по развитию этих технологий ставят перед наукой, бизнесом и самим государством достаточно сложные задачи. Например, если в мире рынок «компьютерного зрения» (технология создания машин, которые могут обнаруживать, отслеживать и классифицировать объекты) растет на треть в год, то у нас этот сегмент может и должен расти с удвоенной скоростью. Если мы хотим через несколько лет опережать по этой технологии весь мир – уже сейчас у нас есть компании мирового уровня. Кроме того, дорожная карта как документ определяет, какие проекты смогут претендовать на государственную поддержку в приоритетном порядке. — Кто будет организовывать эту работу и координировать деятельность всех тех организаций и компаний, которые будут в нее вовлечены? — Чтобы упорядочить эти процессы, обеспечить связь взглядов государства и бизнеса были созданы так называемые центры компетенций. В федеральном проекте «Цифровые технологии», отвечающем как раз за развитие сквозных технологий — это государственные корпорации с большим опытом реализации проектов в конкретной научно-технической сфере — Росатом и Ростех. По сути, каждая дорожная карта — это подробный план развития той или иной технологии, включая определение, из каких именно субтехнологий эти технологии состоят. Роль ученых и экспертов состоит в том, чтобы определить, на каком уровне мы в текущий момент находимся, например, в сфере разработки технологий виртуальной и дополненной реальности относительно мирового уровня; понять, какое «железо» нужно для того, чтобы сделать рывок вперед, какие сенсорные технологии и так далее. Роль центра компетенций — обеспечить связность процессов, отслеживать ход выполнения федеральных проектов. Появлению на рынке новых устройств «из будущего» предшествуют сложные процессы, причем речь не только о сложности самой технологии, но и об организационных нюансах. Во многом успех работы зависит от того, как налажены коммуникации между многочисленными участниками каждого из проектов — а таких проектов будет много. — Во время разработки и внедрения новых технологий неизбежны сложности. С чем специалисты точно столкнутся на пути создания дорожных карт? — Работа по созданию и внедрению новых технологий — это сложный, многоуровневый процесс. Поскольку в нашем случае расходуются бюджетные средства, сильный акцент делается на том, что проекты, которые будут развиваться в русле дорожных карт, должны основываться на российских технологиях. В случае, например, технологии 5G есть проблема — соответствующего оборудования российского производства пока не существует. Есть и более системные сложности. В России не развита практика разработки полного жизненного цикла высокотехнологичной продукции, то есть пути от фундаментального открытия, совершенного учеными, до внедрения в производство. Разные участки этих работ выполняются организациями, которые никак между собой не связаны и только учатся коммуницировать друг с другом. Многие из них буквально говорят на разных языках, живут в разном темпе. Например, это научно-исследовательские институты и технологические компании, стартапы. И здесь появляется сложная и масштабная задача — выстроить эту цепочку в единой логике, чтобы за научным исследованием следовал этап разработки, потом эта разработка получала бы первую финансовую поддержку, привлекала дополнительные инвестиции, проект развивался — и в конечном итоге выходил бы на мировой рынок и одерживал там первые победы. Отмечу, что дорожные карты в их нынешнем виде не являются истиной в последней инстанции — федеральный проект предполагает их ежегодное обновление. И это правильно, ведь в процессе практической реализации может возникнуть понимание, что прежние приоритеты устарели, либо какие-то цели были достигнуты до запланированного срока. При выстраивании государственной повестки в области современных технологий важно сохранять гибкость — На все это нужны существенные деньги, но мы понимаем, что лишних в бюджете нет. Как именно будут распределяться деньги на все эти проекты? — Очевидно, что для достижения заявленных целей нужно провести огромную работу — в первую очередь научно-исследовательскую, а также организационную. Поддержка проектов, которые будут развиваться в рамках дорожных карт, сегодня делится на два направления: поддержка спроса и предложения (разработка новых технологий, исследований), а также поддержка ведущих исследовательских центров, научных вузов и компаний, которые должны производить новый интеллектуальный продукт. Пока представлены в основном меры безвозвратного финансирования: субсидии и гранты. Однако прорабатываются и возвратные форматы: например, если за кредитом в банк приходит большое предприятие, которое развивает цифровой проект, то будет субсидироваться часть процентной ставки. Помимо этого предполагается активное участие государственных венчурных фондов. По мере развития проектов акцент будет все сильнее смещаться с субсидий и грантов в сторону возвратных механизмов. — Не получится ли так, что деньги распределятся между компаниями-лидерами в своих сферах — Сбербанком, Ростехом, Ростелекомом? Смогут ли небольшие компании претендовать на крупные гранты? — Да, смогут, федеральный проект предполагает широкую линейку различных мер поддержки. Поддержка компаний-лидеров — это лишь один из инструментов. Согласно программе, размер одного гранта такой компании — до 250 миллионов на три года; проекты с более высокой стоимостью будут выходить на более высокий уровень утверждения. Для того чтобы самые сильные игроки рынка не «выбрали» основные гранты, сегодня обсуждается идея ограничить финансирование одной группы компаний. Для развития рынка критически важно, чтобы в нашей экосистеме инноваций были не только нынешние технологические лидеры, но и появлялись новые игроки, в том числе малый и средний бизнес. Государство это понимает, поэтому бюджет будет распределяться не только на «технологических гигантов», но и молодые стартапы или чуть более крупные, но еще недостаточно зрелые компании. — Как вся эта деятельность отразится на жизни обычных людей? Какие прогнозы? — Новые технологии и сервисы воспринимаются с недоверием лишь поначалу, однако потом мы с трудом представляем себе, как всего несколько лет назад обходились без хорошего мобильного интернета, приложений для заказа еды и так далее. Как будут выглядеть хорошие результаты деятельности, запланированной в дорожных картах? Новые устройства и сервисы, облегчающие жизнь и освобождающие руки, и время — причем не от трех мировых компаний-лидеров, а от разных производителей, в том числе отечественных. Новые материалы и лекарства, интересные технологии в сфере образования, развитие «умных» сервисов на основе искусственного интеллекта. Сложная инфраструктура, которая сегодня создается для развития новых технологий, меры по развитию экосистемы инноваций в нашей стране — все это направлено на достижение результата, понятного каждому человеку. Это более комфортная, интересная и здоровая повседневная жизнь, новые возможности для каждого из нас. Читайте также: Родители назвали способы привить детям любовь к учебе

Павел Гудков: Правительство и госкорпорации предлагают россиянам свои сценарии будущего
© Вечерняя Москва