Ещё

Почем Малевич тогда и теперь: история авангарда на новых выставках Москвы 

Почем Малевич тогда и теперь: история авангарда на новых выставках Москвы
Фото: РИА Новости
, 24 окт — РИА Новости, Анна Нехаева. Они «победили Солнце», продавали картины за 30 тысяч рублей в начале XX века и создали то, что до сих пор актуальнее и смелее самого современного искусства. Как за 20 лет молодые художники стали классиками авангарда, можно проследить на двух выставках — в Новой Третьяковке и Еврейском музее.
Молодые и дерзкие
Сначала лучше пойти в Еврейский музей — там открылась экспозиция, посвященная творческому объединению «Союз молодежи» 1909-1914 годов. Именно с его участников начался авангард в нашей стране.
На дворе 1908 год. Молодые художники чувствуют, что пора уходить от академизма и искать новые формы.
"Тогда им некуда было податься, они обратились друг к другу и объединились, — рассказал РИА Новости куратор выставки . — Сначала вокруг Николая Кульбина — трендсеттера в культуре того времени. Потом вокруг и Гуро. И уже после — образовали Союз". Это было первое зарегистрированное объединение художников авангарда.
Как пояснила РИА Новости главный куратор Еврейского музея Мария Насимова, эти художники были, как сказали бы сейчас, в одной тусовке: общались, дружили и решили, что могут работать вместе.
Первая же выставка — в 1909 году — и сразу фурор. Театральные постановки также вызвали большой резонанс. Особенно выделялась футуристическая опера «Победа над Солнцем», пролог к которой написали и , музыку — Михаил Матюшин, а декорации и костюмы выполнили по эскизам . Эти рисунки как раз можно увидеть в экспозиции Еврейского музея.
Интересно, что оперу до сих пор ставят — недавно, например, она прошла в залах Третьяковки.
За пять лет СМ провел семь выставок — показывали работы от символизма до кубофутуризма. Самые знаковые представлены в Еврейском музее: «Усовершенствованный портрет И. В. Клюна» Казимира Малевича, «Пир королей» , «Лучистый пейзаж» , «Потрет сестры, Анны Розановой» кисти .
"Участие в Союзе принимали все будущие знаменитости — Малевич, Клюн, Бурлюк", — отметил Сарабьянов.
После революции 1917 года картины с выставок «Союза молодежи» оказались в специально созданном для нового искусства собрании — Музее живописной культуры (МЖК).
Из отщепенцев в официальное искусство
В Новой Третьяковке открылась выставка «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры».
МЖК — это официальное признание ценности авангарда и вообще современной экспериментальной живописи. Созданный в 1919 году, музей создал прецедент: государство было главным покупателем работ, а составляли коллекцию сами художники.
"Все бразды правления отдали в руки мастеров: в коллегии и закупочные комиссии входили Малевич, Кандинский, Татлин, и другие. Это был не просто чей-то субъективный отбор", — рассказала РИА Новости куратор выставки в Третьяковке Любовь Пчелкина.
Например, Кандинский был председателем закупочной комиссии 1919 года, а Малевича назначили заведующим художественно-строительным подотделом — он искал помещения для музея, пространства для выставок.
Решения о том, какие полотна покупать, принимались коллегиально, в спорах и диспутах, но конфликт интересов исключался. «Существовало правило: если приобретаются твои вещи, ты не участвуешь в работе комиссии. Конечно, не все было гладко: художники ссорились из-за того, чьих картин больше купили, чьи поедут в провинцию, а чьи будут в Москве», — посвящает в детали Пчелкина.
Музей должен был объяснять новые тенденции искусства, «улучшить состояние культуры в государстве». «Акцент был на новом — закупали даже самых молодых мастеров. Не всегда ориентиром был статус или престиж автора», — пояснила РИА Новости помощник куратора .
В итоге коллекцию МЖК составили работы, которые хотели бы иметь все музеи мира: «Черный квадрат» Казимира Малевича (его купили одним из первых), «Импровизация № 7» , «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» , «Сидящая натурщица со спины» Ольги Розановой и многое другое.
Экспозиция имитирует развеску МЖК: шесть комнат, обозначенные латинскими буквами от A до F, разделены по принципу художественного метода работы мастеров — объемные они или плоскостные. Как и в «оригинальном» музее, картины освещены обычными лампами и не снабжены индивидуальной подсветкой, а развеска восстановлена по архивным фото.
Сейчас страховая оценка, например, работы Малевича «Динамический супрематизм» из галереи Тейт Модерн — 75 миллионов фунтов стерлингов. А приобретали ее в 1919 году за 30 тысяч рублей (тогда это восемь батонов хлеба).
Сколько работ было в МЖК, сейчас сказать сложно, так как существовало более 20 филиалов по всей стране, включая Петроград, Витебск, Смоленск, Уфу и Рязань. Но после закрытия московского музея в 1929 году в Третьяковке осталось около 300 работ, чуть более 400 распределили по регионам, а какие-то оказались за рубежом.
Например, в 1972 году «Динамический супрематизм № 38» Малевича в обмен на картину Франсиско Гойи для  отдали американскому коллекционеру . Через несколько лет работа Малевича оказалась в Музее Людвига в Кельне.
С «Динамическим супрематизмом № 39» — более таинственная история. «В 1975 году некое лицо из Англии, видимо, как-то очень хорошо попросило выдать именно работу Малевича, — объясняет Любовь Пчелкина. — В этом случае был приказ даже не от , а от ЦК партии». Спустя несколько лет картина оказалась в коллекции галереи Тейт Модерн.
Сейчас и ту и другую привезли в Москву.
Проследить историю развития самого прогрессивного художественного течения XX века можно на выставках в Еврейском музее до 19 января 2020 года и в Третьяковской галерее до 23 февраля 2020 года.
Видео дня. Билан нарушил самоизоляцию ради вечеринки королевы Tik Tok
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео