Знаменитая фраза «друзьям – все, врагам – закон» в может приобретать более тяжелые формы. Закон – это еще не так плохо, но по факту в нашей стране «враги» власти, а точнее всего лишь рискующие ее критиковать или даже сотрудничать с оппозиционной партией получают не закон, а его имитацию, своего рода кафкианские процессы с массовой поддержкой СМИ в угоду откровенным рейдерам и решениями судей, которые не стесняются их абсурдности.

Грудинину – «закон»
© Свободная пресса

Примеров можно приводить много, но есть наиболее красочный и актуальный – это ситуация с «Совхозом имени Ленина» и атакой, как на это предприятие, так и на его бессменного руководителя и кандидата в президенты России в 2018 году, .

Видео дня

Проблема Павла Николаевича не только в том, что он является неправильным с точки зрения современного российского капитализма руководителем, который направляет прибыль на высокие зарплаты и квартиры в новых домах для сотрудников предприятия, на прекрасно оснащенные школы и детские сады. Все это, разумеется, помимо модернизации производства, позволяющей «Совхозу имени Ленина» зарабатывать даже в тех реалиях, в которых работают производители в РФ. Неслучайно историю совхоза им. Ленина и других «народных предприятий» постоянно приводит лидер в качестве ориентира. Но брать пример с «островка социализма» окружающие капиталисты, в том числе, занимающие самые высокие посты, естественно, не заинтересованы. Лучше разобраться с самим островком. Это помимо того, что «Совхоз имени Ленина» как кость в горле просто по факту своего существования в такой близости к , на такой дорогой и нужной акулам бизнеса земле.

И это вовсе не художественное преувеличение. Достаточно ознакомиться с материалами по различным антигрудининским делам, и к такому выводу просто невозможно не прийти.

К примеру, в атаку на «Совхоз имени Ленина» с обязательной постоянной пропиской в новостях федеральных каналов идут одновременно и пайщики, и акционеры. Но сам Грудинин неоднократно пояснял, что пайщиков у ЗАО «Совхоз имени Ленина» быть не может, только акционеры.

«Люди, которые называют себя пайщиками, подписали уставные документы, стали акционерами, никаких проблем не было. Но в 2006 году, когда к нам пришли рейдеры, они решили, что могут чьи-то паи заполучить, хотя те акционеры на самом деле участвовали в собраниях, решали какие-то вопросы. Эти люди решили, что совхоз может выдать им паи. Все суды они проиграли, потому что ими были подписаны учредительные документы, каждый написал заявление», – рассказывал Павел Грудинин в интервью «СП» еще в феврале 2018 года.

Любопытно, что в феврале 2018 года юридическую поддержку «пайщикам» открыто обещал депутат Мособлдумы от , он официально фигурировал во всех новостях по этой теме.

Безусловно, заслуживает внимания тот факт, что от передачи иска судье 5 февраля 2018 года до определения о назначении дела к слушанию (включая стадии принятия иска к производству и определения о подготовке дела к судебному разбирательству) прошло всего 38 минут. Интересно, многие ли могут похвастаться такой скоростью принятия процессуальных решений?! А, вот, судебная телеграмма о дате слушания дела поступила в совхоз спустя два часа после рассмотрения дела.

Хотя «пайщики» уже проигрывали суды в 2001, 2006 и 2016 годах, и дело рассматривала , его снова приняли в производство, по мнению представителей Грудинина, с нарушением процессуальных сроков. В апреле 2019 года заменившая уже другой судья удовлетворил требование пайщиков «о принятии обеспечительных мер в виде ареста всех земель Совхоза имени Ленина».

Параллельно с пайщиками 10 исков в Арбитражный суд подала группа миноритарных акционеров. В ноябре 2018 года миноритарии (0,4% акций) через суд потребовали взыскать с Грудинина более миллиарда рублей, в январе сумма достигла внушительных 2,1 млрд руб. (примерно по миллиарду «реального ущерба» и «упущенной выгоды»).

Если виртуальные пайщики требуют паи, то акционеры оспорили сделку по внесению земли в уставный капитал дочерней компании, на основании чего подали в суд на Грудинина.

По мнению ответчика, миноритарии не имели права на обращение в суд, а действия генерального директора ЗАО «Совхоз имени Ленина» по внесению в уставный капитал земельных участков были осуществлены на основании решения общего собрания акционеров, сама сделка не являлась для ЗАО убыточной.

То есть, согласно российскому законодательству говорить было не о чем, и в феврале 2019 года все это признал Арбитражный суд Московской области, полностью отказав миноритарным акционерам, аналогичное решение приняла и апелляция. Но вот кассационная инстанция (Арбитражный суд Московского округа) 9 октября предыдущие решения суда отменила, и дело вернулось в суд первой инстанции.

На 13 ноября назначено и судебное заседание по делу неунывающих пайщиков, которые в сентябре заявили ходатайство об истребовании сведений обо всем движимом и недвижимом имуществе ЗАО «Совхоз имени Ленина».

Естественно, пайщики и акционеры – понятия взаимоисключающие, как и их требования, тем не менее, как отмечают представители Павла Грудинина, участники обеих групп сотрудничают, в частности, ходят на заседания друг к другу, ну а истребованные в ходе процессов документы используются и там, и там.

Впрочем, как нередко отмечал сам Павел Грудинин, судебных перспектив по делам пайщиков-акционеров не было, и обострялось это все исключительно под выборы, особенно, такие как выборы президента России (не стоит напоминать о тоннах компромата весьма сомнительного качества, которые тогда лились на кандидата от КПРФ в новостях провластных и просто заинтересованных в «заказных материалах» СМИ). Но рейдеры получили серьезное преимущество после бракоразводного процесса Павла Николаевича, когда Ирина Грудинина предоставила доверенность на совершение всех действий с правом передоверия третьим лицам. Как говорилось в обращении группы депутатов из фракции КПРФ в адрес президента РФ, глав Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, и , с которым «СП» уже знакомила читателей, Грудинина и Палихата, которого именуют «скандально известным рейдером», заключили предварительный договор о продаже всех, полученных в результате раздела акций. Палихата в свою очередь предварительно оплачивал ей стоимость этих акций.

В августе 2018 года бывшая жена Павла Грудинина подала в суд заявление о разделе имущества. Дело было передано в Никулинский суд по прописке ответчика. Ирина Грудинина требовала две трети имущества, при этом, упоминая полученные из новостей сведения (уже сказано о степени их достоверности) о «пяти зарубежных миллиардах» Павла Грудинина. Кстати, после всех разбирательств размер имущества Грудинина без учета акций ЗАО «Совхоз имени Ленина» был оценен в 85 миллионов рублей.

К удивлению адвокатов, далее подсудность поменялась на Видновский городской суд, а представители Ирины Грудининой на основании справки об инвалидности потребовали две трети акций ЗАО, принадлежащих Грудинину, а также акций, принадлежащих их общему совершеннолетнему сыну Антону, заместителю Павла Николаевича и двум несовершеннолетним дочерям Грудинина от другого брака (при том, что именно наличие несовершеннолетних детей служит основанием для отступления от принципа равенства долей при разделе имущества, и у Ирины их нет). Антон Грудинин, его несовершеннолетние дети, и заместитель директора ЗАО «Совхоз имени Ленина» были привлечены в дело в качестве третьих лиц, по мнению юристов Грудининой, их акции входят в состав совместно нажитого Грудиниными имущества и поэтому подлежат разделу.

То есть, были заявлены требования на две трети от более чем 60% акций (42,8% Грудинина и 20% третьих лиц) и Видновский суд вынес решение об удовлетворении иска в полном объеме всего за 19 дней (!).

Судья оставил без внимания ряд ходатайств от представителей Павла Грудинина, например, о правомочности отбора имущества третьих лиц в рамках бракоразводного процесса, а также, почему не денежная компенсация, а акции ЗАО стали предметом спора.

Теперь же, после кассации по вышеупомянутому делу миноритариев Ирина Грудинина вступила в него, и 11 октября Арбитражный суд Московской области арестовал акции ЗАО по заявлению именно экс-супруги Павла Николаевича, сообщали . Павел Грудинин, трое его детей и работник предприятия Александр Федоров подали апелляцию на решение о блокировке операций с акциями в Десятый арбитражный апелляционный суд.

В руках рейдеров, каковыми их считает сторона Павла Грудинина, на сегодня оказалось около 42% акций, после чего, давление на предприятие только усилилось, под ударом оказались и акционеры. Судя по всему, делается ставка на то, чтобы овладеть контрольным пакетом.

Акционерам приходят письма с неизвестных номеров с предложением продать акции, работникам ЗАО предлагают сотрудничать с рейдерами. Так, одному из акционеров ЗАО прямо во время отдыха в Чехии пришло смс с предложением встретиться непосредственно по месту нахождения (в Карловых Варах) и обсудить продажу 10% акций за 100 миллионов рублей, сообщал .

К делу подключилась и служба судебных приставов, так, 8 мая 2019 года судебный пристав-исполнитель по Ленинскому району вынес постановление о запрете ЗАО регистрационных действий, что также крайне удивляет юристов «Совхоза имени Ленина». Не менее фантастическим сторона Павда Грудинина считает и решение Видновского суда о запрете всем акционерам ЗАО голосовать на годовом общем собрании.

Сотрудники ЗАО и акционеры жалуются на слежку и странные визиты судебных приставов с угрозами вызвать ОМОН.

«Мы все время находимся под давлением. Опять пытается нас оштрафовать, правоохранительные органы за нами гоняются. Арестованы все акции, все земельные участки под абсолютно надуманным предлогом. Мы ни в одном суде не можем доказать абсолютно понятные вещи. Все это давление на бизнес. Наш совхоз очень нужен сильным мира сего. Судебная система нас гнобит, пытается уничтожить наше предприятие», – говорил Павел Грудинин в интервью «СП» в сентябре.

Можно не сомневаться в стойкости, как Павла Грудинина, так и его соратников по «Совхозу имени Ленина». За прошедшие десятилетия они выдержали немало рейдерских атак, будем надеяться, справятся и с этой. Но тот факт, что такое беспрецедентное давление и судебный фарс сопровождают фигуру экс-кандидата в президенты, занявшего, напомним, второе место и получившего поддержку миллионов россиян, вот это вызывает глубокую печаль. На что же тогда могут рассчитывать в отечественном суде далеко не столь публичные и популярные фигуры?