Войти в почту

Ференц Лист — великий музыкант и вечный странник

Старинная нотная запись ранее неизвестного произведения венгерского композитора и пианиста-виртуоза Ференца Листа была продана на лондонском аукционе Сотбис за 129 тысяч долларов. 36-страничная партитура не имела названия, даты написания и даже подписи. Однако музыкальные эксперты были единодушны в том, что эта работа представляет собой ранний вариант широко известной фортепианной пьесы «Часовня Вильгельма Телля». Нотная рукопись сделана на двух типах нотной бумаги торопливым почерком и изобилует сложнейшими пассажами, которые были под силу только виртуозному Листу. Он родился в деревне Доборьян неподалёку от венгерского города Шопрона. Его мать Анна Лагер рано осталась сиротой, работала горничной в Вене, потом — домохозяйкой своего дяди в Маттерсбурге. В этом австрийском городке она встретилась с Адамом Листом - приказчиком на овцеводческой ферме графа Эстерхази в Доборьяне. Вскоре они сыграли свадьбу, а 22 октября 1811 года у них родился единственный сын - Ференц. Отец, талантливый музыкант-самоучка, рано начал приобщать мальчика к игре на фортепиано. Каждую свободную минуту он проводил за инструментом, с лёгкостью исполнял сложные произведения Бетховена, Гайдна, Моцарта, Баха. Многое играл без нот, по памяти. Первое публичное выступление юный музыкант дал в шопронском театре. Чуть позже состоялся второй концерт в Прессбурге — городе, где заседал венгерский парламент. Отзыв о концерте был напечатан в местной газете: «26 ноября 1820 года девятилетний виртуоз Ференц Лист имел честь предстать перед знатным дворянством в доме графа Эстерхази. Его исключительное мастерство - повод для самых блестящих надежд». Чтобы дать сыну хорошее музыкальное образование, отец продаёт пианино, золотые часы, книги, домашний скот и перевозит семью в Вену, где композитор Карл Черни, изумлённый музыкальными способностями Ференца, согласился заниматься с ним бесплатно. После нескольких выступлений на концертах о юном даровании говорила вся музыкальная общественность австрийской столицы. На очередном публичном выступлении Лист играл с такой силой и страстью, что это сподвигло подняться на сцену самого Бетховена. Великий музыкант обнял и поцеловал Ференца. Такое признание добавило ему уверенности, он понял, что настало время поступать в Парижскую консерваторию. Однако препятствием стало его венгерское происхождение — на обучение принимали только французов. Учитывая такое обстоятельство, Лист говорил: «Я сын самобытного, неукротимого народа, для которого ещё наступят лучшие дни». После смерти отца годы жизни в Париже для него не были лёгкими. Он овладел французским и итальянским языками, хорошо знал литературу, искусство, историю. Сочинил одноактную оперу «Дон Санчо, или Замок любви». Его учителем стал тогда известный композитор и пианист Антонио Сальери. Со временем Лист сошёлся с Вагнером, Паганини, Шопеном, а также с Гюго, Жорж Санд, другими известными музыкантами и писателями. К тому же переписывался и встречался с российскими композиторами, среди которых были Чайковский, Балакирев, Рубинштейн. Для Глинки он даже написал переложение его «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», издал сборник избранных отрывков из русских опер. На волне небывалого успеха в европейских странах Лист приезжает 20 апреля 1830 года в Петербург, выступает в зале Дворянского собрания. «В этом концерте, — вспоминал знаменитый музыкальный критик Стасов, - всё отклонялось от привычного. Прежде всего то, что Лист был один на эстраде, с которой, словно с высокого престола, лил на головы сотен человек потоки своей могучей силы и нежности, страсти и глубоких раздумий. Мы с композитором Серовым были после этого сольного концерта как помешанные». Понятно, что для публики Лист долгое время оставался прежде всего пианистом, однако он написал немало собственных превосходных произведений, которые сейчас входят в репертуар, наверное, каждого музыканта. Среди них известные «Венгерские рапсодии» — блестящие фантазии на темы народных песен. Лист несколько раз приезжал на родину, в Венгрию. Его встречали с почестями, поклонники гордились своим талантливым соотечественником. Часть средств, полученных от концертов, Лист передал на создание Венгерской консерватории, в которой со временем он и автор национального гимна Ференц Эркель вели занятия с учениками. Чтобы взять уроки у Листа, молодые музыканты приезжали из разных стран в немецкий Веймар, где поселился Ференц. Этот город, слывший тогда культурной столицей Европы, был резиденцией великой герцогини Марии Павловны — сестры императора Николая I. Возможно, через неё Лист надеялся получить от царя разрешение пойти под венец с княгиней Каролиной Витгенштейн, урождённой Ивановской, подданной Российской империи. «Женщине, которую я жаждал назвать своей супругой, - писал Лист, - мешали зло и мелкие интриги отдельных людей. Я не могу без трепета произнести её имя - Каролина. Она источник всех моих радостей, целительница всех моих страданий». Несостоявшееся венчание с любимой женщиной, смерть сына Даниеля и дочери Бландины от первого брака негативно сказались на самочувствии Листа. В начале марта 1886 года он дал прощальный концерт в Будапеште, где его имя теперь носит Музыкальная академия.