Какой воздух вдыхают в Крыму
СИМФЕРОПОЛЬ, 16 окт — РИА Новости Крым, Наталья Дремова. В два с половиной раза выросло количество личных автомобилей в Крыму за пять лет. В Севастополе — в три с половиной. Каждый житель полуострова в среднем ежедневно получает дозу до полукилограмма автомобильных выхлопов. А симферопольцы — двойную порцию: в крымской столице автомобилей стало в четыре раза больше. И это без учета машин курортников и транзитного грузового транспорта. Было шесть, стало четыреста В украинском Крыму на каждого крымчанина приходилось 66,3 кг выбросов от автотранспорта в год. Пять последних лет такие данные не собираются и не отражаются. Но если просто учесть возросшее число машин, то сейчас каждый из нас вдыхает в среднем не менее 166 кг в год. "Думаю, жители крупных городов стали отмечать, как трудно дышать вблизи оживленных дорог, — говорит доцент кафедры общей и физической химии факультета биологии и химии Таврической академии крымского федерального университета Алексей Гусев. — Если мы говорим о старых автомобилях, не соответствующих современным экологическим принципам, то наибольшую опасность в составе выхлопов представляют продукты неполного сгорания топлива. Они содержат такие соединения, как пирены, а также сажу и другие компоненты. Твердые составляющие настолько мелкие, что могут долго находиться в воздухе в виде тумана, смога. Вещества, входящие в состав автомобильных выхлопов, провоцируют у людей аллергии, а бензапирен – развитие рака". "80% загрязнения воздуха в Симферополе дает как раз автотранспорт, — констатирует завкафедрой геоэкологии географического факультета КФУ Татьяна Бобра. — С 2014 года, по данным ГИБДД, количество автомобилей, зарегистрированных в Симферополе, увеличилось в четыре раза: на каждую тысячу жителей крымской столицы приходится 400 автомобилей. Это превышает показатель для Москвы! А транспортная инфраструктура города планировалась в 1960-х, когда на тысячу жителей приходилось шесть автомобилей". Город, пояснила Татьяна Бобра, расположен в котловине, циркуляция воздуха замедлена. Режим проветривания ухудшает также непродуманная застройка, когда многоэтажки становятся на пути естественных коридоров проветривания. Главный коридор, служащий для проветривания города, — долина реки Салгир. В советские времена там разрешалось строить здания не выше 3-5 этажей с расположением вдоль тока движения горно-долинных ветров. Теперь, получается, что "воздушный коридор" полноценно свою роль не выполняет, эффект проветривания и самоочищения снижается. Для Симферополя осенью и зимой характерно много дней с туманами. Наличие же в воздухе частичек сажи и других загрязняющих веществ от выхлопов превращает туманы в опасные смоги. Проблемы у кольцевых развязок Среднестатистическая картина загрязнения атмосферного воздуха в крымской столице практически ни о чем не говорит. Точек государственного мониторинга воздуха мало, а их размещение не учитывает особенности рельефа города, циркуляции воздуха, организацию и загруженность муниципальных дорог. Измерения содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе Симферополя, проведенные в разные сезоны в 132 точках сотрудниками Лаборатории экологического мониторинга и качества природных сред кафедры геоэкологии Крымского госуниверситета, показали, что имеют место превышения показателя предельно допустимых концентраций (ПДК) по таким веществам, как угарный газ, формальдегид, пыль. "Есть такой показатель — индекс загрязнения атмосферы, — говорит Татьяна Бобра. — Он учитывает не только ПДК, но и среднесуточное содержание загрязняющих веществ в точке измерения, а также класс опасности измеряемых веществ. По индексу загрязнения атмосферы около половины территории города (южная, центральная, восточная и северо-западная части) имеет удовлетворительную и относительно напряженную экологическую обстановку. Примерно 5% Симферополя занимают участки с критической экологической обстановкой: это районы кольцевых развязок транспортных магистралей, участки автодорог с пропускной способностью более 200-300 автомобилей в час (ул. Киевская, Севастопольская, 60 лет Октября, проспект Победы), а также район радиорынка и самое низкое место города — район железнодорожного вокзала". Часть Симферополя, которую ученые называют территорией с существенно напряженной обстановкой, — это в основном места, прилегающие к объездной трассе Ялта – Феодосия, а также северная и западная части города. Кому легче дышится? Жителям спальных районов, построенных на высотах, по бортам Симферопольской котловины. Например, микрорайонов Загородный, Пневматика, Петровские скалы. А еще — Марьино, там пока довольно много зеленых зон. В районе центрального автовокзала, Куйбышевского рынка и улицы Киевской состояние воздуха намного хуже, а значит, риски для здоровья — выше. Дышите глубже Еще 30 лет назад власти Ялты вынуждены были констатировать: с чистым воздухом здесь мягко говоря нехорошо. В 1989-м здесь прошло большое совещание, где ученые представили неутешительную картину. "При норме 0-0,8 ПДК многие виды загрязнений оценивались в 109 ПДК и выше", — писала присутствовавшая на совещании ялтинская журналистка Светлана Суханова. Две трети загрязнений воздуха давал транспорт. Уже тогда Ялта задыхалась от скопления машин в центре. А в ней числилось пять тысяч машин в автохозяйствах и примерно же столько персональных авто. На каждую тысячу жителей приходилось 57 личных автомобилей, и городская транспортная сеть с трудом их "переваривала". "Да, еще в 1980-х годах проблема перегруженности транспортом стала явной, — сообщил заведующий научно-исследовательского отдела физиотерапии НИИ им. Сеченова (Ялта) Владимир Ежов. — Выносились в советское время идеи ограничения движения частного транспорта в Ялте. И даже проводился такой эксперимент: запрещали въезд в Ялту иногородних машин, но потом его быстро свернули. Вроде бы другие ограничения пытались ввести (ограничение движения транспорта в выходные дни — авт.), но безуспешно. Впоследствии об этом власти даже не заикались". С тех пор дорог в Ялте не прибавилось, зато машин стало больше в 3,5 раза. Плюс "материковый" транспорт. В прошлом году Ялта приняла 2,8 млн туристов, и если только каждый четвертый-пятый приехал на машине, то это больше полумиллиона единиц транспорта в год. Владимир Ежов уточнил, что географические особенности расположения Ялты помогают очищать воздух. Утренние и вечерние бризы еще проветривают город. Но того воздуха, который был в городе раньше, уже нет. Так что летом искать целебный ялтинский воздух лучше на окраинах или за пределами города. Половина старья Замыкает крымскую тройку пресыщенных автотранспортом городов Судак. Для этого небольшого города количество машин, особенно во время курортного сезона, тоже вот-вот станет критическим. Расширение дорог, строительство объездных, изменение схем движения — это неплохо, но в целом не решает проблему давящихся транспортом крымских городов. А также чистоты воздуха. Комплексный подход предполагает непопулярные и достаточно жесткие меры, опробованные в разных странах. Например, ограничение въезда личных машин в города — так, чтобы авто оставались на больших оборудованных стоянках на окраинах. Или запрета на пользование своим автомобилем в определенные дни или часы. Конечно, нужно будет развивать общественный транспорт. Но конкретных планов на этот счет в Крыму нет. В Госдуме сейчас лежит предложение о запрете эксплуатации автомобилей, чей возраст перевалил за "предельные сроки эксплуатации" — 10 или 15 лет. Стал бы воздух от этого чище? Да, его "обогащало" бы намного меньше вредных веществ. Но за предельный срок эксплуатации перевалила чуть не половина личного транспорта россиян, поэтому вряд ли законопроект будет принят, это чревато социальными недовольствами. Темпы прироста автопарка Крыма — около 20 тыс единиц в год. Вдохнули, выдохнули…