Войти в почту

Почему владимирский губернатор не навел порядок на рынке топлива

На днях новый грант из Фонда Президентских грантов получило «Общество защиты прав потребителей "Народный контроль". Его руководитель Алексей Смирнов хорошо известен во Владимире как общественник и борец с некачественным топливом. Этим вопросом организация занимается с 2005 года и уже получила статус межрегиональной. Спрашиваю его: - Алексей, год назад губернатор пообещал навести порядок на рынке топлива во Владимирской области. Что изменилось за 12 месяцев? - Ситуация стала хуже. В первую очередь речь идет о продаже дистиллята. Раньше мы за год выявляли до трех АЗС торгующих дистиллятом. В этом году выявлено уже 12 и год еще не закончился... Что такое дистиллят? Это плохо очищенное топливо, в котором содержание вредных примесей многократно превышает допустимые для товарного дизельного топлива пределы. Крупные нефтеперерабатывающие заводы России установили у себя оборудование, которое очищает ДТ от серы и других малоприятных веществ. Но при этом около ста заводов выпускают дистилляты. Его называют печное или судовое топливо или «высоковязкий продукт» или ДГК – дистиллят газового конденсата. Содержание серы в нем может в тысячу раз превышать норму (норма - 10 мг. на кг, - Авт.) для товарного дизельного топлива. И, главное, производители идут на различные ухищрения, чтобы их топливо не попадало под технический регламент ДТ! Зачем? Во-первых, акцизы на дистилляты минимальные. Во-вторых, Росстандарт проверять такое топливо не может, поскольку нет стандартов. В-третьих, водилы с удовольствием берут топливо, которое дешевле товарного ДТ, а Роспотребнадзор не видит в этом нарушений – торговцы честно признают, что это не товарное дизтопливо. Чем опасны дистилляты? Есть несколько крайне неприятных моментов. 1) Экология. Все видели, что вдоль автомобильных трасс деревья желтеют – это как раз воздействие серной кислоты, которая образуется при сгорании топлива с повышенным содержанием серы. Покупая у нас в регионе дешевый ДГК, водители отравляют воздух и у нас и в соседних регионах. 2) Это пагубно для регионального рынка в целом. Ну представьте: некачественное топливо приводит к выходу из строя техники и деньги физических лиц, юридических лиц идут не на приобретение товаров и услуг, а на восстановление этой техники. 3) Большое поле для коррупции. Закупая дистилляты по цене ДТ, наживаются руководители бюджетных организаций. В ущерб всем нам. 4) Бюджетные потери. С топлива государство берет акцизы. На федеральном уровне учитывается объем топлива, проданный на территории субъекта. Часть этих денег потом возвращается в дорожный фонд региона. Теперь смотрите что происходит… У дизельного топлива ставка акциза довольно высока. У отдельных видов дистиллята ставка акциза вообще нулевая! В результате в 2019 году из-за снижения объемов продажи нормального ДТ в 33-м регионе (и увеличения продажи безакцизного дистиллята) дорожный фонд региона получил меньше денег, чем в предыдущем. На сколько? - Речь идет о сумме в 200-300 миллионов рублей, - утверждает Алексей Смирнов. – Примерно столько на ремонт дорог тратит за год город Владимир. Представляете, какие потери? Как другие регионы защищаются? В некоторых регионах сумели ввести жесткий контроль за качеством дизельного топлива. Например, в Москве и в Нижнем Новгороде. Там департамент природопользования (Москва) или министерство экологии (Нижний) взяли на себя контролирующую функцию после принятия соответствующих региональных законов. Законодатели внесли изменения в КоАП и сегодня в этих регионах предусмотрены сумасшедшие штрафы для продавцов за нарушение экологии. В результате там дистилляты исчезли, зато теперь они продаются у нас. - Например, АЗС «Ирбис», которые в Нижнем Новгороде не торгуют дистиллятами, у нас спокойно продают «ДГК» - дистиллят газового конденсата, - говорит Алексей Смирнов. А как "исправляли" ситуацию во Владимирской области? Напомним, что губернатор, вступая в должность, на своей первой пресс-конференции пообещал навести порядок на топливном рынке. - Я не скажу, что Сипягин не занимался этой проблемой, - говорит Смирнов.- Губернатор нас услышал и дал поручение ВРИО заместителя Брусенцову. Я с вице-губернатором в декабре встречался и предложил ему целую программу по налаживанию контроля за рынком. Эту программу поддержали в свое время и Третьяков (уполномоченный по правам предпринимателей), и Аксенов (председатель ТПП области) Программа позволила бы избежать вопиющих случаев, когда из-за некачественного топлива, купленного по итогам госторгов, не могли работать пожарные и скорая. Брусенцов идею поддержал и мы пришли к директору департамента развития предпринимательства Рамазанову. На этом все остановилось. Занявший 6 марта этого года место директора департамента чиновник по итогам трех встреч решил, что это не его проблема. А чьи это проблемы? Сегодня во Владимирской области закрылись заправки «Finna», «Ростех»… Это были местные бизнесмены, которые платили налог на прибыль в местный бюджет. На их место приходят торговцы из других регионов, которым наплевать на местную экологию и местный рынок. Они пришли заработать. Поэтому у нас и топливо некачественное и цены на него - одни из самых высоких в стране. Смирнов продолжает: - При Орловой и Конышеве начали заниматься проблемой дистиллятов. Вы помните те уголовные дела? Конышев собирал аналитику по этому вопросу, проводил комиссии по контрафакту нефтепродуктов... Сейчас даже этого нет. Сипягин хочет что-то сделать. Это в его интересах. Но не получается. Самое смешное, что в 16-м году я выступал на заседании Общественной палаты по этому вопросу, меня услышали нижегородские коллеги, пригласили к себе на заседание комитета ЗС по экологии. И там процесс пошел. Наша владимирская идея о запрете дистиллятов там оказалась востребована. А у нас - нет. - А почему наше ЗС этим не занимается? - С инициативой могут выступить как губернатор, так и депутаты. Хоть кто-то должен этим заняться? Если Владимир Владимирович пригласит, я готов разложить ему все по полочкам. Но до него же не достучаться.