Войти в почту

Какой из заводов Урала получит заказ на трамваи для Челябинска

Вагоны к взлету не готовыВласти Челябинской области и города неоднократно анонсировали грядущие перемены в работе общественного транспорта, в частности обновление трамвайного парка. Количество вагонов называлось разное, но намерения были серьезными. Определенную динамику им придал визит на УКВЗ в феврале нынешнего года Дмитрия Рогозина - главы Роскосмоса, в структуру которого входит предприятие. Он попросил руководство области приобрести у завода100 трамваев. Идея тогда не получила практического воплощения, но след оставила.В начале августа тогда еще и. о. губернатора Алексей Текслер также посетил производство в Усть-Катаве, отметив, что в следующем году по программе "Чистый воздух" есть возможность получить финансирование в размере миллиарда рублей для приобретения новых трамваев. Хозяева продемонстрировали главе региона модель 71-633, которой руководитель Роскосмоса, по слухам, даже присвоил имя "Челябинский метеор", вспомнив полет небесного тела над Южным Уралом и подчеркнув принадлежность производителя космической корпорации.Текслер предложил вагон испытать. Трамвай привезли в Челябинск, поставили на рельсы, но во время тестовой обкатки он остановился и назад в депо бесславно тащился на буксире. Когда вагон отправился в первый уже рабочий рейс, неприятность повторилась. На этот раз "Метеор" надолго пришвартовался в депо.- Специалисты УКВЗ установили причину поломки - выход из строя автоматического выключателя. Его брак и повлек за собой простой нового сложного механизма. Заказаны новые запчасти. Когда они придут, будет зависеть от поставщика, - прояснила ситуацию Наталья Шкерина, руководитель группы по связям с общественностью завода.Так неожиданно комплектующая бросила тень на все изделие, вынужденное уже около месяца стоять на приколе. Во время рабочих рейсов пассажиры отмечали также навязчивое поскрипывание внутри салона. Что тому причиной и можно ли устранить эти не слишком ласкающие ухо звуки, производители не ответили. В общем, начало испытаний прошло не совсем в штатном режиме, да и представители УКВЗ, судя по всему, сами не очень верят в крупный заказ в своем же регионе.Трамвай поставили на рельсы, но во время тестовой обкатки он остановился и назад в депо бесславно тащился на буксире- Ни один из российских городов не славится идеальной инфраструктурой, приспособленной для эксплуатации трамвайных вагонов европейского типа, каким является вагон 71-633. Он требует улучшенного путевого хозяйства и контактной сети по сравнению с прежними моделями, - ответили на запрос "РГ" на предприятии.Выходит, тестируемый вагон слишком хорош для местных дорог и в этом могут корениться дополнительные риски эксплуатации? Выходит, надо или путевое хозяйство с контактной сетью подтягивать до соответствующего уровня, что крайне накладно, или модель трамвая приспосабливать к существующим условиям? Какой еще выход?Альтернатива от соседейМежду тем, хотя производителей трамваев в России сегодня осталось не более пяти, один из них находится в соседнем регионе - в Екатеринбурге. И ведет себя на рынке довольно активно.- Специалисты Уралтрансмаша отслеживают ситуацию не только в РФ, но и за рубежом, изучают передовые технологии и новые тенденции в сфере трамваестроения, - отмечает директор департамента по коммуникациям корпорации "Уралвагонзавод" Анастасия Беляева.Уралтрансмаш, который входит в УВЗ, еще в 2014 году показал на выставке "Иннопром" перспективный концепт своего нового трамвая R1. За футуристический внешний вид, авангардные формы, антрацитовый цвет и новую техническую начинку его окрестили "айфоном на рельсах". Новинке прочили успех, однако в серию трамвай не пошел. Были выявлены его недостатки. И вообще даже визуально он плохо сочетался с окружающим "не лощеным", как он сам, ландшафтом. Создатели подняли ставки, заявив, что R1 ориентирован на западный спрос, а тамошний потребитель в очередь за ним не встал…Однако на заводе извлекли из этой коллизии урок и создали новые модели - более жизнеспособные. На Иннопроме-2018 показали 412-й и 415-й, а в 2019 году - еще и 71-418. Создатели сообщают, что оживили нашумевший концепт, поселив в "младшем брате" "айфона" мятежный технический дух R1. Именно этот образец сегодня и может стать конкурентом "Челябинскому метеору".В отличие от коллег из Усть-Катава свердловские производители особо отмечают практическую "приземленность" своего изделия:- Для этой модели не требуется какая-либо реконструкция остановочных комплексов, трамвайных линий и трамвайных депо. Вагон полностью вписывается в существующую трамвайную инфраструктуру городов России, - сообщили на заводе.Встреча "одноклассников"Вагоны УКВЗ и Уралтрансмаша близки по ряду технических характеристик. Это трехсекционные низкопольные трамваи. Длина южноуральского составляет 26 метров, екатеринбургского - 27,8. Вместимость соответственно 309 и 320 пассажиров. Оба они, по заверениям создателей, спроектированы с учетом последних тенденций в трамваестроении: широкие проходы, удобные для маломобильных пассажиров, бортовой компьютер, наличие wi-fi, системы климат-контроля и другие навороты.В отличие от коллег из Усть-Катава свердловские производители особо отмечают практическую "приземленность" своего изделияМежду ценами на эти изделия, судя по всему, тоже нет пропасти. Официальный ответ нам получить не удалось: представители заводов ссылаются на коммерческую тайну. Но в открытых источниках некоторые данные все же имеются. Скажем, о том, что в начале 2020 года екатеринбургский производитель планирует участвовать в торгах с новой моделью, рыночная стоимость которой составит 95 миллионов рублей. Цену вагонов из Усть-Катава после визита челябинского губернатора массмедиа оценивали скромнее - в 80 миллионов.Итак, трамваи-одноклассники занимают один рыночный сегмент. Поэтому в решении вопроса об обновлении трамвайного парка Челябинска возможен любой поворот. До сего дня Усть-Катавский вагоностроительный был единственным поставщиком трамваев городам Южного Урала (кроме областного центра рельсовый городской транспорт есть в Магнитогорске и Златоусте). Теперь позиции местного завода не кажутся столь незыблемыми.- Конечно, хотелось бы поддержать нашего товаропроизводителя, - отмечают в мэрии Челябинска, - но есть еще конкурсные процедуры…Тогда логично выглядело бы, чтобы трамваи конкурентов соревновались не на маркетинговых полях, а в реальных условиях - на городских улицах. Челябинск и челябинцы от этого бы только выиграли.

Какой из заводов Урала получит заказ на трамваи для Челябинска
© Российская Газета