Войти в почту

Калиниченко: «Противостояние на почве религии не ведет к миру и созиданию»

За анонсированным 14 октября 2019 года протестом националистов «Ні капітуляції!» (Нет капитуляции — ред.), против инициативы мирного урегулирования конфликта на Донбассе через «формулу Штайнмайера», как-то незаметно прошел большой церковный праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. По крайней мере, для меня и моего окружения. Ведь мысли наши были больше заняты действиями националистов, чем вещями духовными. Естественно, природная любознательность сподвигла меня выяснить, чем жила в этот период Украина церковная, верующая. Что говорили служители украинских церквей своей пастве. Какие смыслы вкладывали предстоятели в свои проповеди в день 14 октября праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Решил я сравнить сказанное митрополитом Онуфрием и Епифанием в обращении своей пастве после молебна. Скажу прямо без экивоков, к примеру, Блаженнейший Онуфрий говорил о вещах общечеловеческих, делая акцент на соблюдение законов Божиих: «На пути исполнения заповедей человек находит все, что ему нужно для земной жизни и для жизни небесной. Человек, следуя путем Евангельских заповедей, строит свою жизнь на Законах Божиих, а не на законах греха, и имеет благословение Божие в своей земной жизни и в жизни вечной». А вот у Епафания я явственно ощутил пропагандистскую составляющую: «…не случайно, еще в те далекие времена наши прадеды, в частности козаки, всегда, начиная новое дело, сначала строили храм в честь Покровы Божей Матери. И, полстолетия тому назад, воины Украинской Повстанческой Армии также себя отдали под защиту Божьей Матери». В обращении Епифания минимум 7 раз упоминается слово «незалежнисть». Это указывает на направленность смысла той мысли, которую Епафаний пытается донести до сознания своей паствы. И мысль эта основывается главным образом, на понятиях мирских, формируя у прихожан ПЦУ соответствующее представление о роли и смысле церкви в жизни обывателя. К сожалению, роль эта сводится к банальной агитации и пропаганде политики проводимой действующей властью. Разумеется, независимость державы это хорошо и так быть должно. Но, на мой субъективный взгляд, «независимость» на фоне упоминания в проповеди традиций воинов УПА — термин, скорее политический, и имеет непосредственное отношение к годовщине создания Украинской Повстанческой Армии* (УПА, 1942 г), чем к празднику Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. И это при том, что в украинском обществе отношение к деятельности УПА далеко не однозначное. В проповеди же Блаженнейшего Онуфрия примерно столько же раз, если не чаще упоминаются слова «молитва» и «жизнь». По-моему, это именно то, чем должна заниматься церковь — наставлять человека в буквальном смысле «на путь истинный», направляя его помыслы на единение, созидание и поиск Истины. Оставляя политикам вопросы государственного строительства и прочих вещей с этим процессом связанных. И если УПЦ для одних украинцев — это маяк на пути к совершенству духа, то ПЦУ (благодаря речам её служителей) напоминает скорее церковное боевое подразделение, некую агитбригаду, пропагандирующую действия светской власти, основывающиеся на непринятии другого мнения. Разве в этом суть и функция церкви? Напрашивается закономерный вывод — деятели от ПЦУ забывают, а по сути, отвергают главный принцип христианства, к которому они себя причисляют то ли по ошибке, то ли умышлено. Принцип этот заключен в прощении. Прощение же возможно через понимание. Но, понимать своих оппонентов ни служители ПЦУ, ни их прихожане, пока не желают. В этом их главная ошибка, а возможно и лукавый умысел. P.S. День 14 октября, с давних пор, на территории Украины — день особенный. Но, к сожалению, сегодня особенность его выражена не столько богословскими диспутами о смирении и прощении, сколько противостоянием мировоззренческих моделей развития украинского общества, что ведет к расколу нашей страны. А противостояние, ну никак не ведет к миру и созиданию. *Организация запрещена на территории РФ