Войти в почту

Создание Транс-Евразийского пояса в России оценили в $330 млрд

Обиходное название мегапроекта – «Единая Евразия». Представляя его, академик Геннадий Осипов подчеркнул, что идея этого проекта не нова: ее обсуждают почти 12 лет. Все согласны с тем, что этот сухопутный железнодорожный путь совместно с Северным морским путем станет могучим связующим транспортным звеном Европы и Азии и протянется вплоть до Аляски. Он разгрузит задыхающийся от перегрузок Транссиб, увеличит скорость прохождения грузов, введет новую систему контейнерных перевозок. Это огромная экономическая выгода, причем выгода для всех, как в Европе, так и в Азии. С необходимостью осуществления мегапроекта согласны, кажется, все. Создание этой транспортной системы поддерживают руководители регионов, потому что видят в ней новые возможности всестороннего развития области. Согласны юристы, поскольку ныне действующие правовые положения, касающиеся отдельных частей проекта, значительно сокращают время предварительной правовой работы. Более того, даже в документах о деятельности Евро-Азиатского экономического союза есть положение о необходимости создания евро-азиатских транспортных коридоров! Все есть... А на деле? А на деле, по словам академика РАН Александра Некипелова, «мы находимся, образно говоря, «в вате»! «Десять лет со стадии разговоров о пользе дела мы не можем сдвинуться. Все занимаются этой проблемой, кроме органов государственной власти. Были даже намечены сроки: первый этап с 2016 по 2018 год, второй – 2019–2025 гг. и окончание к 2035-му. Но первый этап, – сказал с горечью академик, – мы уже проскочили в разговорах». Цена вопроса Естественно, зашел вопрос о финансовых затратах. Академик Виктор Садовничий, ректор МГУ, где ученые также работают над этим проектом, сказал, что, по всем подсчетам, которые проведены не только в стенах МГУ, но и в других институтах и в ОАО "РЖД", общая стоимость работ составит $330 млрд при 13-летней окупаемости. При этом строительство самой высокоскоростной магистрали обойдется в $250 млрд. Остальные – на модернизацию Транссиба, создание новой логистической системы, на освоение новых пространств и т. д. Естественный вопрос: откуда взять эти немалые деньги? Выступавшие однозначно называли в качестве источника федеральные и региональные ресурсы, объявление заема у населения и, конечно, привлечение бизнес-структур. Но главным образом – федеральные инвестиции. Почему они? А. Некипелов обосновал это так: «Согласно международному опыту, такие проекты на 75% финансируются государством. Почему? Дело в том, что отдача от их использования составляет немногим больше 10%. Бизнесу невыгодно. Но при определенных условиях и бизнес частично примет участие. Государство же может удовлетвориться меньшей отдачей прибыли, так как в госбюджет пойдут будущие налоги! Если исходить из сроков строительства до 2035 года, то ежегодные инвестиции составят $30 млрд. Конечно, было бы желательно подключить к строительству международный консорциум. Но члены президиума РАН не очень на это надеются, исходя из «современной и постоянно меняющейся международной обстановки»! Слово «санкции» не прозвучало, но «в воздухе витало». Технологическая долина МГУ для чего? Когда обсудили вопросы финансов и значение мегапроекта, встал вопрос: где будет центр по объединению всех составляющих в единый проекта? Выручил ректор МГУ: в университете есть супермощный компьютер, и при МГУ уже началось строительство технологической долины. Главной целью этого комплекса является разработка и внедрение востребованных бизнесом технологий. Идею поддержал президент РАН Александр Сергеев. Он также считает, что «консолидированные работы по расчетам и объединению всех составных частей проекта лучше всего поместить в долину». Тем более что уже есть с чего начать. Он пояснил, что активно прорабатывается идея западного крыла системы: Санкт-Петербург – Орша – Минск – Берлин – Гамбург! Судя по тому, что возражений не было, академики согласны. Но все же поставить вопрос о создании этой транспортной системы они решили не перед правительством, а перед президентом. Вероятно, потому, что «топтаться в вате» им надоело.

Создание Транс-Евразийского пояса в России оценили в $330 млрд
© РЖД-Партнер