Грустная экономика: Хабаровский край теряет инвестиционную привлекательность
Гордость Хабаровского края – преференциальные режимы ТОР, оказалось, тянется в хвосте макрорегиона. Проекты на территориях опережающего развития в крае по сравнению с другими регионами Дальнего Востока реализуются вяло, динамику показывают неубедительную. Об этом на совещании об экономическом развитии Хабаровского края заявил вице-премьер и полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Насторожило Юрия Трутнева то, что уже заключенные инвестиционные соглашения в Хабаровском крае рвутся, не начав реализовываться. При этом в ТОРах сокращается количество рабочих мест. По сравнению с прошлым годом, рабочие места сократились на 837 единицы. - Имеется ряд расторгнутых инвестиционных соглашений на территориях опережающего развития. Это единственная территория, где динамика в ТОР на убытие, а не в плюс, - заключил полпред. Да и индекс промышленного производства в регионе заметно ниже по сравнению с дальневосточными соседями. Например, средний индекс по макрорегиону составляет 104,4% к 2018 году, а в Хабкрае – 99:5%. Инвестиционный потенциал края падает. Примечательно, что новый глава Корпорации развития Дальнего Востока Аслан Канукоев объявляет о 150 миллиардах рублей, заявленных проектами ТОР и СПВ в Хабаровском крае. Одновременно с этим, у некоторых участников краевых ТОРов к корпорации серьезные и небезосновательные вопросы. Как, например, у резидента площадки «Парус» в ТОР «Комсомольск». Участник этой производственной площадки обвинил КРДВ в срыве сроков, а также в угрозе срыва запуска своего предприятия. Несмотря на то, что резидент «Дальстальиндустрия» со своей стороны выполнил все обязательства, ответных действий от Корпорации он так и не дождался. Таким образом, сорваны сроки по созданию инфраструктуры на площадке. Соглашение между коммерсантами и КРДВ было заключено в марте прошлого года. Предприятие обязалось реализовать инвестпроект по производству металлоконструкций. На производстве предполагалось создание 250 рабочих мест. Стоимость проекта оценивалась в почти 200 миллионов рублей. Через полтора года «Дальстальиндустрия» выполнила все, что обещала, а вот КРДВ «завалила» сроки создания важнейших для предприятия инженерных сетей. В завод коммерсанты вкладывали в том числе и свои деньги, но работать он не может – газ провести без нужных коммуникаций невозможно. Инвестиционный лабиринт Еще летом Хабаровский край показал снижение в рейтинге инвестиционной привлекательности на 21 позицию. Такое падение демонстрировало, что существующие темпы работы не подходят. Вместе бизнес-сообщество и Агентство стратегических инициатив раздумывали над тем, как обратить внимание инвесторов на Хабаровский край. Драйвер региональной экономики – лесная отрасль – не приносит краю больших денег. Потенциал этого сектора еще недостаточно раскрыт. И тут тоже проблема в инфраструктуре – ресурсы скрыты в недоступных местах, а дороги зачастую берутся прокладывать сами лесозаготовителям на собственные средства. Лесная инфраструктура в северных районах практически отсутствует. А ее создание – очень затратное дело. Оно под силу крупным предприятиям, но таковых нет. Отметим, что Хабаровский край и здесь «отличился», плетясь в хвосте – он в числе последних в ДФО по показателю таксации лесов. Исследование подавляющего большинства лесных территорий проводились десятки лет назад. Половина земель и вовсе не поставлена на кадастровый учет. Таким образом бизнес, который мог бы приносить колоссальную прибыль, становится черным ящиком, из которого может появиться все, что угодно, а может не появиться вообще ничего Проведенный анализ показал, что отток финансов произошел из сельского хозяйства, рыболовства и добычи полезных ископаемых. Примечательно, что в вышедшем очередном номере журнала для инвесторов «Дальний Восток – территория развития», учрежденном Фондом развития Дальнего Востока, есть все регионы, включая «новых дальневосточников» Бурятию и Забайкалье. А Хабаровского края нет. Долговое бремя Экономика региона ослабла. Правительство вынуждено набирать новые долги, несмотря на слова губернатора Сергея Фургала о намерениях сократить доставшийся ему по наследству от предшественника огромный госдолг. В краевом минфине воспринимают реальность вовсе не радужно, а наоборот – в ведомстве понимают, что без кредитов край не выживет. - Мы бы хотели жит без долгов, но пока наша экономика не позволяет нам этого сделать. Экономическая реальность такова, что без внешних займов нам не обойтись. Мы кредитуемся из федерального казначейства под 0,1% годовых. Этими средствами мы гасим дорогие кредиты коммерческих банков, - рассказал министр финансов Хабаровского края Александр Кацуба. Пока Сергей Фургал грезит о снижении долга с текущих 52 миллиардов рублей до 28 миллиардов к 2025 году, в ведомстве разводят руками – сделать это практически нереально в условиях постоянного дефицита бюджета. Грустная экономика Согласно опубликованным Росстатом данным, снижение индекса промышленного производства Хабаровского края коснулось большинства ключевых показателей. Снизились показатели добычи полезных ископаемых и обрабатывающего производства. И даже вроде бы выросшие объемы строительства совсем не дотягивают до показателей Приморского края и Магаданской области. Эксперты называют причиной обрушения экономики региона сокращение государственного финансирования. И нехватку инвестиций. А также диверсифицированную экономику. Современная модель экономики пока еще неэффективна для Хабаровского края, перерабатывающие производства убыточны. - Единственным выходом можно считать новые крупные проекты для региона. Их и надо искать, - уверен доктор экономических наук Вадим Зуев. Но крупных проектов в крае практически нет. И это не общедальневосточная тенденция. В соседней Амурской области, например, ведется строительство нефтехимического и нефтегазового комплекса. А в Приморье активно развивают туризм. Хабаровский край пытается соответствовать соседям. Китайский «Шервуд Энерджи» заключил с Агентством Дальнего Востока соглашение о реализации проекта переработки газа с якутских месторождений на создание инфраструктуры в поселке Аян. Сами аянцы, правда, скептически относятся к объявленному строительству – это не первая попытка реализовать подобный проект на территории района. Прошлый опыт показал, что дальше слов дело не пошло. P.S. Придаток Китая Многие годы Хабаровск называют сырьевым придатком Китая. Звучит это не слишком приятно, и соглашаться с этим вовсе не хочется. Но при этом покупка наличных юаней в Хабаровском крае увеличилась на 13%.