«Осень пахана»: угрозы «из префектуры», подпольная выставка и бегство в Питер
«Силовики заварили дверь в галерею», «Центр «Э» сорвал выставку», «Чиновник из префектуры ЦАО угрожал организаторам выставки». Когда читаешь эти заголовки, то создается впечатление, будто из Москвы какую-то гадину нацистскую вытравить пытаются или как минимум изгнать Сатану. Если не полениться и почитать дальше заголовков, то предстанет и вовсе любопытная история. Оказывается, силовики всеми силами не дают провести в Москве выставку, посвященную произволу силовиков. Daily Storm рассказывает, как сотрудники Центра «Э» борются с молодыми художниками АХУХУ («Ассоциации худших художников»), которые захотели показать москвичам свои работы на тему социальных проблем страны, но выбрали особенную дату — день рождения Владимира Путина. Выставка «Осень пахана» должна была стать «смотринами» художников из АХУХУ. Открыть мероприятие в день рождения президента было как минимум символично (и, надо признать, дерзко). К тому же Путин как раз и был героем некоторых картин. 7 октября за несколько часов до открытия выставки художники, волонтеры, организаторы и куратор мероприятия Вероника Полонская были в приятном, волнительном возбуждении. Про грядущую выставку много писали, и молодые люди ждали как минимум внимания зрителей, а как максимум — признания критиков и успеха у журналистов. Тем более, что творчество на тему силовиков и социалки сейчас актуально как никогда. В середине дня в галерею Dordor — именно там расквартировали экспозицию — пришли люди из местной управы. Они узнали, что какие-то маргиналы на их земле собираются показывать провокационные картины. Для маленьких чиновников это всегда стресс — никогда не знаешь, за что получишь по шапке. Лучше перестраховаться. Чиновники походили, носами поводили и ушли. А через несколько часов приехали уже полицейские. Те были настроены серьезнее: дотошно разглядывали полотна, проверяли документы на помещение, вызвали МЧС, чтобы проинспектировать пожарную безопасность, долго с кем-то совещались по телефону. Куратор Вероника Полонская ходила за старшим из полицейских и интересовалась, нравятся ли ему картины. Узнать, как главный в помещении силовик относится к современному искусству, так и не удалось. Он отмалчивался и все с кем-то о чем-то консультировался. Время шло к открытию выставки. Скоро собравшимся в галерее нескольким десяткам человек велели покинуть помещение. Безапелляционно. Времени на сборы не дали. Ценители «совриска» веселились и хорохорились, пытались добиться от силовиков ответа, почему им не дают провести выставку, но объяснения, по их словам, не последовало никакого. Вроде как официально «что-то с документами не так», но что именно — не говорили. В какой-то момент можно было подумать, что силовики эти были не настоящими, а актерами, которых наняли для перформанса. Но потом собравшиеся увидели, что дверь в галерею Dordor натурально заваривают. Вот только это не было перформансом. Организаторы знали точно. Потому что никаких актеров они не нанимали, а в галерее у них остались картины на сотни тысяч рублей и дорогая техника. Никому ничего забрать не позволили. Через какое-то время организаторы «Осени пахана» осознали бесполезность перепалок с полицейскими. Бой был проигран, но впереди — еще целая война, и выставку можно показать в другом месте. Через какое-то время в интернете появилась информация о том, что выставку готово приютить пространство «Бумажная фабрика». Все заинтересованные вроде бы выдохнули с облегчением, но уже через несколько часов «Бумажка» сообщила, что провести выставку у них не получится. Владельцы рассказали, что им позвонили силовики и пригрозили, что закроют пространство, если там выставят «Осень пахана». Дальше стало еще интереснее. Куратору выставки Веронике Полонской позвонили. Неизвестный мужчина представился сотрудником префектуры ЦАО Германом Веселовым и сказал, что проблемы будут у всех, кто постарается помочь художникам с выставкой. «Есть информация, что вы хотите провести [выставку] на «Бумажной фабрике». Я вам так скажу: в центральном округе не стоит проводить. Вы там сами ориентируйтесь. Ну вы поняли посыл, да? Просто задача стратегическая — не допустить эту выставку. Именно вот у нас. Я не знаю, как там по другим округам. Если где-то получится — ради бога. Но здесь, сами понимаете, центр города. Не стоит. Просто люди пострадают, если кто-то вам предоставит помещение. Я не хочу подводить их», — сказал он. В ряде СМИ вышли новости с заголовками в духе «Префектура ЦАО угрожает художникам». Вероника Полонская предоставила Daily Storm запись телефонного разговора с Германом Веселовым. Человек по телефону был убедителен, но мы решили проверить, кто такой этот Веселов, чем он занимается в префектуре ЦАО и почему такой грозный вообще. «У меня нет никакой информации по Веселову, я такого не знаю», — сразу ответили Daily Storm в приемной префектуры. Позднее в ответ на просьбу корреспондента там подтвердили, что никакой Герман Веселов у них не работает. Кроме того, в префектуре ЦАО сообщили, что не только не запрещали выставку «Осень пахана», но и вообще не знают о ее существовании. По номеру, с которого звонили Полонской, ответил мужчина, но в ответ на обращение «Герман» сказал, что корреспондент Daily Storm ошибся. Появилось подозрение, что «Герман» — не простой шутничок, а сотрудник силовых структур. И этому даже нашлось подтверждение. Поиск в Google по номеру телефона выдал информацию: человек с известным номером телефона — большой любитель продавать ненужные вещи, в основном, почему-то, шкафы. В объявлениях указано имя Руслан Савинов. Дальнейший поиск показал, что в полиции ЦАО работал (и, вероятно, продолжает трудиться) сотрудник с именем Руслан Савинов. На звонки мужчина больше не отвечал, а прочитав сообщение в Telegram, внес корреспондента Daily Storm в черный список. В ЦПЭ при ГУ МВД по Москве не смогли оперативно прокомментировать ситуацию вокруг «Осени пахана». Кроме того, там не стали подтверждать или опровергать, звонили ли их сотрудники куратору выставки. На всякий случай Daily Storm побеседовал с одним из организаторов выставки Вадимом Соболевым. Тот после нескольких дней приключений, переговоров с силовиками и чиновниками серьезен, скрытен и ведет себя довольно нервно. На всякий случай мы интересуемся: «А вот эта история с угрозами от ментов — это точно не часть перформанса, чтобы хайпануть?» Вадим как будто даже обиделся: «Это точно не перформанс!» Вероника Полонская, узнав, что ее мог пугать не человек из префектуры, а силовики, отреагировала просто: «****** (офигеть)». Казалось бы, все кончилось, недоброжелатели художников АХУХУ победили и «Осень пахана» не состоялась. Но после звонка Вадиму Соболеву выяснилось, что эта трагикомичная история закончилась пусть локальным, но хэппи эндом. «Мы выставку все-таки провели в воскресенье. Пришлось натурально уходить в подполье. Все варианты использовали, чтобы сделать ее открытой, но нам такой возможности не дали», — поделился он. По легенде, художники перевезли картины из галереи в «некое безопасное место» — там они в итоге и провели выставку для круга близких и самых заинтересованных людей. «Сейчас я с картинами уезжаю в Питер, — рассказал напоследок Соболев. — Силовики сказали, что хотят проверить их на экстремизм, мы этого допустить не можем. Больше ничего не могу рассказывать, пока картины не будут в безопасности».