Алексей Козлов: У знатоков «запретной» музыки «подогревался интерес», сегодня этого нет
13 июля саксофонисту, композитор, актеру и писателю Алексею Козлову исполняется 84 года. Накануне события корреспондент «Вечерней Москвы» пообщался с известным музыкантом и поговорил о джазе, точнее — о том, как относились к этому музыкальному явлению в нашей стране в разное время. Создатель и руководитель группы «Арсенал», автор книг и музыки к театральным постановкам и фильмам рассказал, как изменилась ситуация с джазом, а также рок- и поп-музыкой в современной России по сравнению с временами СССР: — Если использовать банальные, ненаучные слова, такие как «массовая аудитория», «простая публика или «изысканный, утонченный слушатель», «образованный ценитель», мы вынуждены будем рассматривать ситуацию с музыкальной культурой в нашей стране как минимум в двух аспектах, с двух противоположных точек зрения, — говорит Козлов. Музыкальный деятель припомнил, что в послевоенные советские времена, во времена «холодной войны», все, что было связано с так называемой «буржуазной музыкой», подвергалось запрету, поскольку считалось средством воздействия на умы наших граждан с целью подрыва основ социалистической культуры. Козлов рассказал, что в СМИ велась мощная кампания по созданию резко отрицательного образа всего, что происходило на Западе. В газетах публиковались высказывания ведущих партийных идеологов, таких как товарищ Жданов: «От саксофона до ножа — один шаг!». Еще пример: «Сегодня он играет джаз, а завтра — Родину продаст!». Козлов поведал, что в юмористических журналах типа «Крокодил» постоянно публиковались карикатуры, где изображались «уроды», замахивающиеся дубинками в форме саксофона на портреты великих русских композиторов-классиков. Знаменитый джазмен пояснил, что все это происходило в то время, когда джаз считался символом американской идеологии. Позже, с появлением еще «более страшного» и более массового явления — рок-культуры и соответственно — движения «хиппи», ситуация значительно усложнилась. — В 60-е и 70-е годы «железный занавес» стал ослабевать, и бороться с тлетворным влиянием Запада стало гораздо труднее. Если раньше простые доверчивые советские люди слепо верили всему, что им закладывала пропаганда, то позднее контролировать сознание масс стало сложнее. В среде многих отечественных хиппи развились вольнодумство и антисоветские настроения. Я прекрасно помню эти времена. В то время я увлекся наиболее сложным видом рок-музыки — «прогрессив-роком», испытав на себе всю нелепость и тяжесть запрета. Алексей Козлов рассказал, что официальные идеологи бросили силы на создание контрпропаганды в виде обновленной советской эстрадной песни. Теле- и радио- эфир заполнился многочисленными программами с трансляцией отечественных концертов и конкурсов разного типа, на которые приглашали «прогрессивных» иностранных звезд. По телевидению стали транслироваться популярные шоу, такие как фестиваль песни «Сан Ремо» из Италии, «Канны» из Франции, «Сопот» из Польши, «Золотой Орфей» из Болгарии или «Братиславская лира» из Чехословакии. В самом конце 50-х при участии «Европейского вещательного союза» было создано «Евровидение», которое позднее стало транслироваться по советскому телевидению. Патриарх российского джаза пояснил, что именно в те времена у наших телезрителей появилось множество любимых исполнителей, таких как группа «АВВА», вокалисты Мирей Матье, Карел Готт, Доменико Модуньо, Адриано Челентано, Анна Герман, Марыля Родович, Эмил Дмитров. — Тем не менее, мой «Арсенал», ставший к тому времени официальным филармоническим коллективом, продолжал оставаться вне каких-либо телевизионных программ. Причина была мне ясна: власти знали о том, что, еще находясь в «подполье», мы сделали свою версию запрещенной в СССР рок-оперы «Иисус Христрос — Суперзвезда», причем на английском языке. Простить нам этого долго не могли, — поделился воспоминаниями композитор. В заключение Алексей Козлов вернул свое повествование в наши времена. Он отметил, что сегодня практически ничто в отечественной музыкальной культуре не подавляется. Но в этом факторе он отметил и «нежелательный момент»: — Запрет всегда являлся явным стимулом для возникновения интереса к запрещаемому объекту. У знатоков «запретной» музыки было желание противодействовать, отстаивать свободу: «подогревался интерес». Сегодня этого нет, потому что можно все. Поэтому я считаю очень важным нести музыкальную культуру новому поколению. Я подробно рассказываю молодым посетителям «Клуба Козлова» о смысле музыки, которую исполняет группа «Арсенал». Я объясняю различие стилей, культурных традиций разных народов, делаю экскурсы в музыкальную историю… Но эта тема для отдельной беседы. Читайте также: Михаил Боярский: «Битлз» испортили мне жизнь