Войти в почту

Aktuálně (Чехия): он побывал на обоих полюсах и на Эвересте. «Сегодня все иначе — достаточно заплатить», — говорит российский путешественник

Он мог бы уйти на пенсию и наслаждаться славой. За свою жизнь 70-летний россиянин Федор Конюхов выполнил программу так называемого Adventurers Grand Slam (Большой Шлем Приключений). То есть он побывал на обоих полюсах и поднялся на самые высокие вершины всех континентов. Недавно он побывал в Праге, где встретился с чешскими конструкторами планеров из фирмы «Бланик Авиэйшн», которые помогут ему осуществить его очередную мечту. Помимо прочего, Конюхов быстрее всех обогнул Землю на воздушном шаре и побил еще 25 мировых рекордов. На фестивале «Новый российский фильм» в Праге Федор Конюхов представил фильм о своем путешествии на весельной лодке между Новой Зеландией и проливом Дрейка. И тем не менее он и не думает заканчивать свою карьеру путешественника. Теперь он хочет подняться в стратосферу, а потом опуститься на параплане на землю. «Нам нужен аппарат, который выдержит огромные нагрузки в полете с высоты 42 километров над поверхностью Земли. Перед вашими конструкторами мы поставили задачу — рассчитать, возможно ли это в принципе. В России тоже есть замечательные конструкторы, но на расчеты им требуется намного больше времени, и они хотят значительно больше денег. Ваши же говорят, что рассчитают все за год, а еще два года уйдет на создание параплана. Наши же прямо говорят, что только проектирование займет шесть лет, а лет через восемь аппарат поднимется в небо», — рассказал порталу «Актуалне» Конюхов. «По нашему опыту, маленькие компании справляются лучше. Это штучное производство: нужны два конструктора и шесть человек, которые сделают все руками. В России же огромные заводы. Тут мне нравится, что все романтики, которые этим по-настоящему увлечены», — добавил российский путешественник. Романтика — вообще слово, которое он часто повторяет. «Я люблю жизнь и люблю романтику. Как можно не жить, когда есть небо, океан, горы?» — задается он вопросом. «В молодости сил больше, но меньше опыта, меньше возможностей найти деньги. Я бы не хотел, чтобы мне снова было двадцать. В таком возрасте еще ничего не умеешь и не можешь никого убедить дать тебе денег на экспедицию. Мой нынешний возраст меня полностью устраивает», — смеется бородатый путешественник. Десять лет подготовки для экспедиции на полюс Он с детства мечтал попасть на Северный полюс. Для этого он отучился в мореходном училище в Одессе, став дипломированным судоводителем. «В 60-х никаких GPS-навигаторов не было, и чтобы точно определить, что ты на полюсе, нужно было все измерять. А это не так-то просто, потому что там сходятся все меридианы», — вспоминает Конюхов. Но это было только начало. После нескольких лет работы на кораблях он поступил в арктическое училище, где готовили специалистов для работы на полярных станциях. «Всем кажется, что на этих станциях работают только ученые, но там есть и механики, и повара, и электрики — все те, кто обеспечивает работу подобной станции», — рассказал российский путешественник. «Потребовалось десять лет подготовки, чтобы попасть на полюс. Тогда было не так, как сейчас: заплати и тебя доставят на полюс. Это то же самое, что взойти на Эверест. Я лазал по горам с 19 лет у нас на Памире. Я покорял семитысячники и только потом попал в Гималаи. Теперь все иначе». Нет денег После более чем 50 экспедиций Конюхов занял место рядом с такими легендарными путешественниками, как итальянский альпинист Райнхольд Месснер. Тот первым поднялся на Эверест без кислородных приборов. Но даже такой именитый путешественник, как Конюхов, не может себе позволить всего что захочет: в его сфере найти деньги — зачастую проблема. «К примеру, у меня есть проект яхты, которая служила бы плавучей биологической лабораторией, как „Калипсо" Жака-Ива Кусто», — вспоминает он французского океанографа и изобретателя, который превратил минный тральщик в исследовательский корабль. «Но то был обыкновенный медленный корабль. А мы придумали 75-метровый парус с тремя мачтами, благодаря которым возможна скорость до 40 узлов, а это больше, чем у военных кораблей. Такое судно смогло бы обогнуть Землю менее чем за 62 дня без остановок. Оно выдержало бы даже самые сильные ураганы, а управлялось бы только одним человеком. Там был бы электродвигатель для остановок в портах, а вообще корабль двигался бы только за счет ветра, потому что так быстрее. Но пока у нас на это нет средств», — говорит Конюхов. Встреча Федора Конюхова после рекордного перелета на воздушном шаре вокруг землиПомимо путешествий, он ведет работу по ограничению рыбной ловли. «Недавно я в шестой раз оплывал мыс Горн. В этот раз — на весельной лодке. И мне есть с чем сравнивать. Когда я побывал там впервые в 1991 году, я видел там китов, касаток и альбатросов. Я теперь мне не встретилась ни одна касатка и только несколько китов и альбатросов, — описывает свои путешествия Конюхов, добавляя: Там масса в основном корейских кораблей, которые ловят летучих рыб. А когда нет этих рыб, нет и альбатросов». Революция в путешествиях? Федор Конюхов увлеченно рассказывает и о нескольких других проектах, которые, однако, скорее всего, являются делом далекого будущего. «Я бы хотел подняться на шаре в космос, то есть на 110 километров от поверхности земли. Стартовал бы в австралийской пустыне, поднялся бы на границу космоса, земной шар подо мной провернулся бы, и я бы снова приземлился на том же месте. Мы планируем сделать это в 2024 году, а может, четырьмя годами позже. Возможно, это сделаю уже не я, но это не так уж важно», — говорит Конюхов. По его словам, это могло бы произвести революцию в путешествиях. «Вы приезжаете в ваш аэропорт Рузыне, поднимаетесь вверх, пьете кофе, читаете газету, а когда будете над Нью-Йорком, снова опуститесь на землю. Когда-нибудь это станет возможно», — убежден Конюхов.

Aktuálně (Чехия): он побывал на обоих полюсах и на Эвересте. «Сегодня все иначе — достаточно заплатить», — говорит российский путешественник
© ИноСМИ