Ненужное наследие? Памятники архитектуры на Ставрополье исчезают на глазах
В Ставрополе на проспекте Октябрьской революции реставрируют объект культурного наследия - старинное здание, в которое осенью 2020 года вернётся краевой театр кукол. Но не всем памятникам так повезло: одни ветшают, забытые собственниками, другие утрачивают архитектурную ценность после капремонта. Какие исторические здания скоро останутся лишь на открытках, выяснял «АиФ-СК». Работы так и не начались Через дорогу от краевого правительства на углу улиц Морозова и Артёма находится здание первой на Кавказе мужской гимназии, в числе знаменитых выпускников которой - осетинский просветитель Коста Хетагуров и переводчик трудов Карла Маркса Герман Лопатин. Её построили в 1868 году по проекту академика Феофила Шульца и ставропольского архитектора Павла Вознесенского. «В здании было около 200 залов и комнат: учебные классы, кабинеты, мастерские, два гимнастических зала, учительская, пансион для иногородних и детей горских феодалов, квартиры для преподавателей и прочие помещения, - пишет в своей книге ставропольский краевед Герман Беликов. - Здесь же находилась домовая гимназическая церковь, иконы для которой писал Павел Вознесенский, а вызолоченный иконостас привезли из московской мастерской». После окончания Великой Отечественной войны участок передали военным: сперва под суворовское училище, а затем - под Высшее военное училище связи. Сейчас территория относится к воинской части. Рассыпающийся фасад с выбитыми окнами украшает мемориальная табличка. В краевом управлении по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия рассказали, что собственник обязан содержать здание. Ещё в 2011 году Минобороны РФ получило охранное обязательство отреставрировать принадлежащий ему памятник федерального значения, но работы так и не начались. Проклятое место? О «замке с привидениями» на улице Комсомольская, 100, не смогли собрать достоверной информации даже краеведы. Если верить газетным вырезкам и упоминаниям в произведениях писателей и поэтов, особняк 1914 года принадлежал купцу Сергею Деревщакову, а затем промышленнику Аги Балы Гулиеву, который сдавал его в аренду. В Гражданскую войну там был госпиталь, потом туберкулёзный диспансер и общежитие для врачей. В конце прошлого века здание признали аварийным, и его периодически оккупировали молодые искатели приключений и любители фотосессий. В конце 2016 года инвестор из Михайловска взял легендарный особняк в аренду на 49 лет, чтобы после реставрации открыть в нём гостиницу. По проекту работы должны завершить к декабрю 2020 года. На тот момент казалось, что у предпринимателя серьёзные намерения: одна проектная документация стоила несколько миллионов рублей, не говоря уже о предстоящих затратах на реставрацию. Рабочие разобрали крышу здания и пропали. Мы попытались связаться с заказчиком реставрации - бизнесменом Виталием Сидько и с подрядчиком - компанией «Югглавснабстрой», но ни один из номеров, перечисленных в базах контрагентов, не работает. Судя по открытым источникам, привидения тут ни при чём: оба юрлица успешно заключают госконтракты, но «замок с привидениями» по-прежнему стоит заброшенный. Не менее загадочна судьба старинной мельницы Гулиева, которая находится на улице Апанасенковской, 12. Величественное производственное здание, украшавшее дореволюционные открытки, пережило смуты и войны, но оказалось ненужным в XXI веке. Ему даже не присвоили статус объекта культурного наследия, а значит, ничто не мешает просто снести его. Мельница попала в частные руки. По словам горожан, живущих по соседству, недавно участок расчистили: спилили ветки и выпололи сорняки. Готовятся к строительным работам? Не исправил? В суд! Сотрудники управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия Ставрополья регулярно проверяют состояние памятников архитектуры. Собственникам, которые недостаточно хорошо ухаживают за ними, выдают предписание. Они обязаны в установленный срок привести имущество в порядок, иначе им грозит судебное разбирательство. «Реставрация стоит огромных денег, - объяснили в управлении. - Чтобы здание не лишилось статуса объекта культурного наследия, нужно максимально точно восстановить его, используя аутентичные материалы. Проект реставрации должны одобрить эксперты Министерства культуры РФ, поэтому для работы можно привлекать только тех подрядчиков, у которых есть лицензия на этот вид работ. Новый закон позволяет привлекать к реставрации волонтёров, но порядок взаимодействия с ними до сих пор не описан, так что на практике они ничем не могут помочь». Также сотрудники управления вносят в реестр старинные здания, которые имеют историческую ценность, но почему-то до сих пор не охраняются государством. Чтобы сделать здание объектом культурного наследия, нужно заключение трёх экспертов с профильным образованием, на это требуются деньги. А поскольку средств на эти цели выделяется меньше, чем необходимо, некоторые старинные здания разрушаются, прежде чем их ценность будет признана. Некоторые памятники архитектуры помогают сохранить инвесторы. Так, в Железноводске предприниматель восстановил здание почтовой конторы XIX века и превратил его в небольшой санаторий. В Кисловодске по той же схеме реконструировали одно из зданий санатория Орджоникидзе. Мнение эксперта Виктор Маркелов, президент «Альянса свободных ставропольских архитекторов»: «Закон гласит, что памятники охраняются государством. На практике чиновники есть, а порядка нет. Раньше был экспертный совет, и без него не принимались решения по реставрации, сейчас всё намного проще. Собственник обязан содержать здание, и он делает это, как умеет: красит стены, вставляет пластиковые стеклопакеты, обшивает фасад, меняет кровлю. Получается реконструкция, а не реставрация, теряется вся историческая значимость здания. Так произошло с ансамблем в стиле модерн на улице Булкина, 15. Люди должны трепетно относиться к культурному наследию, но, наверное, сейчас другие ценности. Весь центр города превратили в фан-зону: и Александровская площадь, и Крепостная гора потеряли культурную ценность и стали развлекательными площадками. А вот то, что колокольню Казанского кафедрального собора наконец-то восстановили, конечно, радует». Точка зрения Павел Мартиросов, председатель Общественного экологического совета Кисловодска: «Меня как кисловодчанина в четвёртом поколении оскорбляет отношение к памятникам архитектуры. Больше всего возмутила «реставрация» Главных нарзанных ванн. Подрядчик вставил пластиковые стеклопакеты вместо оригинальных резных деревянных рам, практически полностью уничтожил лепнину и скульптуры и нарисовал на фасаде имитацию кирпичной кладки. Хотя здание всё ещё является объектом архитектурного наследия, для горожан оно потеряно. Про фонтан «Лягушки» в Курортном парке тоже можно забыть: во время ремонта оригинальные литые скульптуры куда-то исчезли, а вместо них поставили современные копии. Я думаю, что так могут работать только необразованные и мало интересующиеся культурой люди, которые просто осваивают бюджет. Положительные изменения вижу разве что в центре города, где часто бывают высокопоставленные гости: там горпрокуратура пытается отстаивать исторические здания и заставляет сносить современные пристройки». Между тем Этим летом в Ставрополе впервые прошёл фестиваль «Том Сойер Фест». Его участники несколько месяцев реставрировали фасад старинного купеческого дома на улице Ленина, 165, который не вошёл в реестр объектов культурного наследия. Они сняли почти столетние наслоения штукатурки, обнажив кирпичную кладку, отремонтировали ставни-жалюзи, ошпаклевали элементы фасада и покрасили деревянный резной карниз. К началу октября волонтёрам осталось только привести в порядок полуторавековую дверь и покрыть фасад влагозащитным составом. Проект «Том Сойер Фест» придумали жители Самары в 2015 году. Они хотели защитить от застройщиков и вандалов исторические постройки, не охраняемые государством. Сейчас в проекте участвуют 50 российских городов. Волонтёры выполняют несложную работу, не требующую специфического образования или навыков, и приглашают профессиональных реставраторов, чтобы восстановить сложные архитектурные детали. В Ставрополе активистов объединил студент Иван Самохвалов из стройотряда «Беркут». Из-за дождливого лета работа шла медленней, чем хотелось бы волонтёрам, поэтому в хорошую погоду они оставались на площадке допоздна, чтобы больше успеть.