Музыка непримитивных, или Секреты романтики джазовых стен

В промозглую осеннюю погоду так хочется оказаться где-то в уютном месте и насладиться прекрасным миром искусства, но без официальных "выходов в свет" и бряцания жемчугами. Ну что же, самое время отправиться в клуб… в джаз-клуб или даже джаз-бар. Специально для всех меломанов и любителей "непримитивной" музыки сайт "РИА Недвижимость" нашел самые легендарные, камерные и уютные, а также масштабные площадки, где можно послушать и даже "пощупать" джаз. Джаз Москвы – камерный масштаб Чтобы москвичам насладиться джазом, не обязательно ехать далеко. Джаз в российской столице крайне популярен, однако, по словам партнера фестиваля и арт-директора Jam Club Антона Рактовича, джазовое сообщество в Москве до некоторых пор было разобщено. Не было рынка. "Я пришел к выводу, что нужны образовательные программы: надо научить наших музыкантов, чтобы они сами начали себя продвигать. Совместно с коллегами – арт-директорами других джазовых клубов – сделали ознакомительный проект, в котором мы рассказывали о финансовых, экономических и юридических основах, пригласили представителей РАО. Дело пошло", - рассказывает собеседник агентства. Впрочем, основные джазовые "гнезда" в Москве меломанам, конечно, знакомы. И самым "намоленным" местом сами музыканты называют Центральный дом художника. Хотя, конечно, джаз исполняют в любом месте. "Мы играем сегодня в клубе, завтра в концертном зале. Вся американская джазовая жизнь – клубная" – рассказывает композитор и аранжировщик, джазовый пианист Евгений Борец. В свое время Майлз Дэвис играл джаз на стадионах, замечает в свою очередь лидер группы "Машина времени" и автор проекта "Идиш Джаз" Андрей Макаревич. "Однако мне комфортно играть в залах камерных, где видна реакция каждого человека. Поэтому мой клуб такой маленький, уютный", – добавляет музыкант. Камерность – это определение часто звучит в отношении джазовых площадок. Именно поэтому при поиске новой сцены для пятого джазового фестиваля, который состоится 12 октября, организаторы выбрали "Концертный зал на Новом Арбате". Это конференц- и концертный зал правительства Москвы, построенный в 60-е годы двадцатого столетия. Он выполнен в форме цилиндра, украшенного цветной мозаикой. Это мозаичное панно на фасаде конференц-зала в свое время было создано венгерскими мастерами по эскизам художника Григория Ивановича Опрышко, его мозаика есть также на некоторых станциях метро. Здание относится к памятникам эпохи советского модернизма. В 2010 году была проведена полная реконструкция зала, при этом удалось сохранить многие уникальные детали его оформления и, прежде всего, потолок. "Концертный зал на Новом Арбате идеален: он вполне театральный, камерный, и, несмотря на то, что его вместимость около тысячи мест, когда ты выходишь на сцену, такого ощущения нет. Он так спроектирован, что все зрители от тебя недалеко, там хорошая акустика, и вообще очень уютно", – отмечает Макаревич. Джазовая альма-матер Джазовой Меккой, разумеется, являются США, как страна-прародительница. И если уж вы доберетесь до тех краев с целью погрузиться в самую аутентичную джазовую атмосферу, отправляйтесь в Чикаго в клуб Green Mill Cocktail Lounge. Он является самым популярным джаз-баром в США. Бытует мнение, что данное заведение с яркой зеленой вывеской было одним из любимейших мест времяпрепровождения самого Аль Капоне. В силу того, что клуб пользуется бешеной популярностью, то вы едва ли сможете попасть туда, придя к началу выступления. Местные любители джаза рекомендуют приходить как минимум за час до выступления, а также советуют обналичить денежные средства, поскольку внутри отсутствуют терминалы для оплаты банковскими картами. Еще одна уютная обитель джаза скрывается за крайне пошарпанными стенами одного из зданий многострадального Нового Орлеана, который периодически затапливает из-за ураганов. Поэтому перед поездкой туда придется изучить все погодные сводки и новости. Но попасть в Preservation Hall настоящему любителю джаза было бы неплохо, так как там он найдет то, что мало где сохранилось: с момента основания в 1961 году это был не просто джаз-клуб, но и хранитель традиций, созданных Джелли Ролл Мортоном, Луи Армстронгом, Сидни Беше и другими легендами музыки Нового Орлеана. Любопытно, что и интерьер этого концертного зала словно не менялся со времен основания, бережно храня дух легенд джаза в потертостях на стенах, старых рамах и выцветших фотографиях и постерах. Если вы счастливый обладатель канадской визы, то местом вашего туристического маршрута непременно должен стать клуб Rex. Заведение, расположенное в даунтауне Торонто и открывшееся в конце 1980-х буквально за несколько лет стало одним из самых популярных в мире. В клубе регулярно выступают такие исполнители как Крис Поттер, Курт Эллинг и группа The Bloomdaddies. Европейские изыски Амстердам – это не только территория запретных удовольствий. Музыкальные эстеты найдут здесь свой оазис джаза – театр Bimhuis. В построенном в 1974 году здании можно насладиться не только выступлением лучших джазовых исполнителей, но и полюбоваться необыкновенным видом на столицу. Местные коллективы довольно часто проводят бесплатные концерты и воркшопы, однако из-за большого количества желающих рекомендуют записываться заранее. Особенность многих джаз-клубов и джаз-баров США и Европы в том, что музыканты здесь играют на расстоянии вытянутой руки от зрителей, причем даже не всегда для них предусмотрена эстрада. В этом особая магия джазовых концертов, что между музыкантами и слушателями нет барьеров. Они могут смотреть друг другу в глаза во время выступления и общаться в перерывах. "На мой взгляд, российский джаз ничем не отличается от зарубежного. Джазовая музыка – интернациональная, легко вбирающая в себя все национальные черты. Во всем мире она не самая востребованная, с поп-музыкой по популярности не сравнится, но ее аудитория отыгрывает за счет качества: это люди, которые хорошо понимают и чувствуют музыку. Это люди с непримитивным восприятием", – заключает Макаревич.

Музыка непримитивных, или Секреты романтики джазовых стен
© РИА Недвижимость