Польша, прорыв Эльблонгский канал, отомстит «русским оккупантам»
9 октября в польском городе Эльблонг Варминьско-Мазурского воеводства подписан «контракт века» на строительство судоходного канала через Вислинскую (Балтийскую) косу в обход российских территориальных вод. Чтобы понять, что охватывает весь комплекс работ, который предстоит провести подрядчику, можно представить себе государственную границу между Польшей и российским анклавом (Калиниградской областью). Эта граница делит почти пополам залив, часть которого принадлежит России, а другая часть – Польше. Причем, он внутренний, то есть представляет собой практически «озеро», закрытое от Балтийского моря Вислинской косой. Половина этого «озера» (российская) называется Калининградским заливом, вторая (польская) – Вислинским заливом. Коса, в свою очередь, почти упирается в мыс на российской стороне залива, где стоит наш город Балтийск. Таким образом, чтобы польские суда или корабли имели возможность выйти непосредственно в море, им необходимо из Вислинского войти в Калиниградский залив (это уже территориальные воды России) и через небольшой пролив между Балтийском и косой попасть уже в само Балтийское море. За возможность такой навигации Польша платит России по 5 миллионов долларов в год. Поэтому поляки и решили пробить судоходный канал на территории Вислинской косы, принадлежащей им, чтобы не заходить в наши территориальные воды: нечего «русским оккупантам» платить такие деньги. «На протяжении десятилетий об этой инвестиции велись разговоры, – заявил министр морской экономики и внутреннего судоходства Польши Марек Грубарчик. – А сегодня это проект уже становится фактом». Для воплощения проекта в жизнь польская сторона планирует также возвести прямо в Вислинском проливе насыпной остров, а сам 22-километровый канал предполагается построить шириной в 1,3 км. Цена вопроса всего комплекса работ под ключ – 465 миллионов евро. И вот тут возникают разногласия между противниками постройки канала и ее сторонниками. Кому же не хочется получить подряд на полмиллиарда! Между тем, строительство канала превращает порт Эльблонга, во-первых, в международный, а во-вторых, пропускная способность и торговый оборот его в разы повышаются. А ведь на сегодняшний день ведущим морским портом Польши остается Гданьск, который стоит на самом берегу Балтийского моря. И строительство Эльблонгского канала совершенно невыгодно жителям Гданьска. Полностью солидарен с ними был и мэр города Павел Адамович: он стал яростным и непримиримым противником этого строительства. Жители, которые очень его любили и уважали, четыре раза переизбирали Адамовича на пост мэра. Однако Адамовича убили в январе текущего года на глазах сотен людей во время проведения концерта, на котором мэр присутствовал. Возможно, из-за принципиальной позиции горячей теме - строительству канала. Но это только малая часть противоречий, разгоревшихся вокруг предстоящего воплощения проекта в жизнь. «Строительством канала в Польше хотят разгрузить порты трехградья: Гданьска, Гдыни и Сопота и часть грузопотока направить восточнее – в Эльблонг, – разъяснял создавшуюся картину полоновед Станислав Куваев. – Но поскольку эти города находятся в разных воеводствах, то вокруг канала идут споры – никто не хочет отдавать грузопоток. У представителей тамошнего самоуправления были по этому поводу вопросы. Они не очень хотят реализации этого проекта. К тому же, в Польше, например, есть свои экологические группы, которые протестуют против строительства канала. Но власти Польши считают, что позиция России, которая ссылается на экологию, в данном случае цинична, поскольку Россия к экологическим вопросам традиционно проявляет гораздо меньше интереса, чем любая страна Евросоюза. И поэтому это манипуляция. Но в любом случае Евросоюз должен рассмотреть этот вопрос, и проект должен получить экологическую экспертизу. Проблемы Балтийского моря касается многих. Тем более, в регионе действует природоохранная программа Евросоюза, на которую выделяются деньги. Их нужно использовать целевым образом». Весной текущего года Евросоюз приостановил проект, так как он не был согласован с Еврокомиссией. Но бюджет в полмиллиарда евро заставил Варшаву начхать на мнение ее европейских хозяев, и Польша ринулась во все тяжкие. И это несмотря на то, что строительство приведет к экологической катастрофе. Эльблонгский канал соединяет в одну сеть воды балтийского моря и Илавское поозерье – это огромная система, объединяющая 9000 (!) чудесных и богатых озер в окрестностях городов Илава и Оструда – нетронутых и красивейших водных мини-заповедников. Что будет, если соленые морские воды будут смешаны с пресными озерными? В Вислинском заливе свой микроклимат с особенностями флоры и фауны, а в озерах – множество и разнообразие своих микроклиматов. Все это будет уничтожено. Впрочем, тех, кто занимается «распилом» сотен миллионов, последствия мало интересуют: у них всегда в кармане лежит противоядие от протестов экологической оппозиции – «российский жупел», которым можно попугать поляков и, одновременно, обвинять противников строительства канала в том, что они действуют в интересах Кремля. А на то, что лет через 40-50 Варминьско-Мазурское воеводство может превратиться в грязное болото, и подрядчикам, и руководителям проекта плевать – это, дескать, когда еще будет. Экология: Америка принесёт Аляску в жертву нефти Охрана окружающей среды: В Северном Ледовитом океане найдена куча пластика