Ещё
Назначенный Путиным губернатор отказался от работы
Назначенный Путиным губернатор отказался от работы
Политика
Армию США научили уважать Россию
Армию США научили уважать Россию
Армия
"Скабееву ждут крупные неприятности"
"Скабееву ждут крупные неприятности"
Общество
США разрабатывают ракету-"убийцу" C-400
США разрабатывают ракету-"убийцу" C-400
Армия

Умники и умницы. Как у детей пробудить любовь к изобретательству? 

Умники и умницы. Как у детей пробудить любовь к изобретательству?
Фото: АиФ Пермь
«Мы в шутку говорим: тем, кто работает в больнице, кажется, что вокруг одни больные, а тем, кто работает в полиции, — что все жулики и бандиты. А нам повезло: мы работаем с талантливой молодёжью. И нам кажется, что все вокруг талантливые. Так и есть: умников и умниц в нашем крае много», — уверен исполнительный директор краевой ассоциации научных и инновационных учреждений и предприятий Георгий Полетаев.
Вот уже десять лет он курирует в нашем крае конкурсы и программы, которые проводит государственный . 7 октября завершился приём заявок на очередной краевой конкурс инновационных проектов по программе «УМНИК».
Между бизнесом и портвейном
Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье»: Георгий Михайлович, несколько лет назад в одном из интервью вы сетовали, что наш край по условиям для развития инновационного бизнеса заметно уступает и  — и по финансовым возможностям, и по инфраструктуре, и по подходам. Сейчас что-то изменилось?
Георгий Полетаев: По финансированию, по-моему, ситуация не изменилась. Но по активности мы очень хорошо продвинулись. Появились технопарки, на бывшем заводе Шпагина открылась «Точка кипения», при  края заработал Центр национальной технологической инициативы, действует Центр поддержки развития предпринимательства «Мой бизнес» (пусть это и госструктура).
Но расти есть куда. И не только в плане финансовых возможностей. Несколько лет назад был на Всероссийском венчурном форуме в Казани. И поразила доступность президента  — он лично ходит на подобные выставки и, кажется, в курсе всего. Как у нас бывает? Министры идут по выставке, остановятся у какого-нибудь стенда, скажут: «Молодец, классно». И дальше идут. А там иначе. Президент или глава Татарстана показывают на приглянувшийся проект или продукт и говорят: «Он может быть интересен такому-то нашему предприятию». И представители предприятий, к которым «малыши» бы никогда не попали на приём или пришлось выстоять в очереди к ним, сами приходят к разработчикам инновационного продукта. Там отношение чиновников к бизнесу и стартапам принципиально другое.
Вот такого подхода нам не хватает. Как не хватает популяризации научных разработок пермских учёных, историй успеха наших стартапов. Да, всё знают раскрученный «Промобот». Кстати, Олег Кивокурцев и его команда начинали с победы в нашем конкурсе «УМНИК» (его победители получают 500 тыс. руб. на свой проект. — Авт.), потом прошли несколько этапов по программе «СТАРТ». И даже сейчас, когда компания уже вышла на международный уровень, она участвует в программах Фонда содействия инновациям. На днях «Промобот» выиграл грант на 20 млн руб. на разработку универсальной роботехнической платформы или, проще говоря, новых мозгов для своих андроидов.
Но у нас немало других достойных проектов, о которых не знают. И многие из них тоже появились благодаря победам в конкурсе «УМНИК», а затем участию в программе «СТАРТ».
Недавно ко мне приходил один из победителей «УМНИКа» и поблагодарил: «Если бы я не принял участие в конкурсе и не выиграл грант, то, наверное, сейчас портвейн распивал в подъезде». А сегодня у него две фирмы, которые занимаются программным обеспечением. Одна — в Перми, вторая — в Татарстане.
Конечно, далеко не все проекты и разработки, получившие гранты на «УМНИКе», перерастают в бизнес. Но если благодаря победе его участники остаются в науке или уходят в другую нишу бизнеса — разве это плохо? В этом я вижу одну из главных миссий конкурса — поддержать талантливых учёных, сохранить их для нашей науки.
IT — это инструмент
— Конкурс «УМНИК» проходит в Прикамье не первый год. Растёт ли количество заявок от молодых учёных? В каких сферах они предлагают сильные проекты?
— Количество заявок не растёт, а вот их качество — да. Наши молодые учёные активно подают заявки по таким направлениям, как медицина, биотехнологии, новые материалы и химические технологии, новые приборы и интеллектуальные производственные технологии. И проекты здесь встречаются сильные.
— А как же цифровые технологии? Наш край считается айтишным регионом.
— Да, край айтишный. И самое большое количество заявок поступает по направлению «Цифровые технологии». Но каких-то прорывных проектов здесь не вижу. Надо понимать, что IT — это инструмент. Без него сегодня невозможны прорывы в других отраслях — медицине, приборостроении, биотехнологиях и т. д.
И фонд также рассматривает IT как прикладной инструмент. Но это не значит, что не стоит заявляться с чисто цифровыми проектами. Даже просто участие в конкурсе открывает хорошие возможности для трудоустройства. В финале проекты у нас оценивают руководители крупных компаний, представители инновационного бизнеса. На очную экспертизу приходит немало инвесторов. На финале часто наблюдаю ситуацию, когда даже не победителей, а просто участников приглашают на работу. В прошлом году один из экспертов — частный инвестор из Перми — сам решил поддержать три понравившихся проекта, дав его авторам по сто тысяч рублей.
Как воспитать инноватора?
— Сейчас стали модными различные конкурсы, где дети и школьники могут предлагать свои научные разработки, идеи для бизнеса. Можно вспомнить, например, недавнюю «Разведку боем kids», первый этап которой прошёл в Перми в конце сентября.
— И это замечательно. Да, развивает прекрасный проект «Разведка боем kids». Надеемся, он получит поддержку и на федеральном уровне. Мало кто знает, что в Перми есть энтузиасты, которые учат школьников изобретательству. Например, Раиль Галеев (автор образовательной программы «Академия изобретательства». — Авт.). Он так разговаривает и работает с детьми, что они увлекаются и начинают заниматься изобретательством.
У нас в крае сложилась уникальная ситуация: в 2016-2019 гг. прикамские школьники получили пять (!) патентов на изобретение. А всего на полезную модель, программный продукт и т.д. наши школьники зарегистрировали 15 объектов интеллектуальной собственности. Даже не знаю, есть ли в других регионах России подобные примеры.
Наш фонд тоже проводит конкурс для детей «Капитаны. Мой первый бизнес», где школьники могут выиграть грант 500 тыс. руб. И в прошлом году проект пермского 11-классника Нурлана Мамедова вошёл в пятёрку лучших в стране. Он занимается разработкой программного обеспечения для распознавания лиц. Да, таких наработок мобильных приложений для телефона много. Но если это сделал школьник, то что от него можно ожидать лет через пять?! Признаюсь, когда Нурлан защищался, никто не верил, что он сам это написал. Но эксперты, задававшие вопросы, поняли, что он прекрасно разбирается в своём предмете, а его проект отлично разработан. Радует, что Нурлан остался в Перми, поступил в наш филиал и продолжает заниматься своим проектом.
Эти примеры говорят о том, что в крае немало талантливых детей. И с ними умеют работать.
— Что посоветовали бы родителям, которые хотят вырастить будущего инноватора? На какие школьные предметы нужно делать упор?
— Исходя из жизненного опыта, это математика. Она даёт логику, формирует мышление. Математика нужна везде — от химии и физики до компьютерных игр. Без математической базы сегодня далеко не уедешь. А ещё нужно развивать в детях культуру придумывания. Помню, в своё время посоветовал Раилю Галееву дать его ребятам задание: кто расскажет как можно больше способов использования спичек. Спичку можно поджечь, можно ею в ушах поковырять, ещё что-то сделать с ней. Оказалось, больше ста вариантов использования спички реально найти. Этот навык придумывания можно и нужно постоянно развивать. Например, едешь в трамвае и фантазируешь, как можно использовать тот или иной предмет.
Убеждён, самый креативный возраст — 7-12 лет. Кстати, тот же Галеев по просьбе привозил на предприятие своих подопечных. Им предложили поразмышлять над тем, что можно сделать с отходами от производства сеток. И дети накидали столько прикладных идей! В отличие от взрослых у них ещё незашоренное сознание.
Видео дня. Учитель года обложил матом школьника
Комментарии