Войти в почту

Доля государства. Как в России реорганизуют государственный сектор в экономике?

Откуда уходит государство? До 2016 года Росстат вообще не вел отдельный учет юрлиц в госсобственности. В 2016-м году, как пишет РБК, общее количество таких хозяйствующих субъектов составляло 65,5 тысяч, а к 1 января 2019-го - уже 59,6 тысяч в целом по России. То есть их стало почти на шесть тысяч меньше. В данном случае речь идет о почти 5,7 тысячах коммерческих компаний с участием государства и о примерно 53 тысячах государственных учреждений. За этот период больше всего сократилось число госпредприятий в сфере оптовой, розничной торговли и ремонта (на 42,7%), в строительстве (на 33,5%), в сфере сельского и лесного хозяйства, охоты и рыболовства (на 19,4%). Небольшое сокращение в сфере здравоохранения и соцуслуг (на 18%), образования, культуры, спорта и отдыха (на 5-7,5%) эксперты считают следствием оптимизации бюджетной сферы — во всех регионах страны объединяли больницы, поликлиники и вузы и отдельные юрлица преобразовали в филиалы. Практически незыблемым осталось положение госпредприятий в области военной безопасности и соцобеспечения – их число сократилось менее чем на 3%. При этом число предприятий по производству и распределению газа, электричества и воды с той или и иной степенью участия государства, наоборот, выросло на 27%. Формы собственности Больше всего (на 30%)сократилось количество компаний, акции которых находятся в федеральной собственности - с 1557 в начале 2016-го до 1084 к 2019 году. Число акционерных обществ с участием государства на уровне 25–50% сократилось вдвое, а тех, где государство владеет контрольным пакетом акций, - почти на 46%. Меньше всего (на 13,6%) сократилось количество компаний, в которых государство владеет «золотой акцией», то есть имеет специальное право на участие в управлении. При этом число унитарных предприятий сократилось на 39% с 2016 по 2019 годы. Как сообщила РБК пресс-служба Росимущества, количество ФГУПов сократилось на 1104 - до 700 предприятий на 1 января 2019 года. Кроме того, в программу приватизации на 2017–2019 годы включено 254 ФГУПа. На сегодняшний день 52 из них уже преобразовано в АО или ООО, а еще 116 приватизировать невозможно, поскольку они находятся в процессе ликвидации, банкротства, реорганизации в форме присоединения. В целом же эту ситуацию можно охарактеризовать как «шаг назад после двух шагов вперед». Дело в том, что по данным ФНС, с 2013 по 2016 годы общее количество ФГУПов и МУПов увеличилось вдвое - с 11 тыс. до 23 тысяч. А сокращать их начали после того как Президент России дал поручение провести масштабную реформу государственного сектора экономики, а снижение числа унитарных предприятий было записано в число задач Национального плана развития конкуренции до 2020 года. И с логикой этого решения трудно спорить. Ведь работая в сферах с развитой конкуренцией, значительная часть унитарных предприятий не подчиняется жестким требованиям о контрактной системе в госзакупках, «завязана» на бюджетное финансирование. А отсутствие корпоративного контроля и «гарантированный» спрос приводят к тому, что производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем в компаниях других типов. Правительство и Федеральная антимонопольная служба считают, что унитарные предприятия на конкурентных рынках должны быть ликвидированы или реорганизованы, а оставить нужно лишь естественные монополии и унитарные предприятия в сфере обороны и безопасности. Уже рассматривается соответствующий законопроект, против которого выступают регионы и Совет Федерации. Они предлагают продлить переходный период с 2021 до 2023 года и оставить коммунальные унитарные предприятия в районах Крайнего Севера (там, где они являются единственными исполнителями коммунальных услуг), а также в сфере культуры и искусства. Государственное и частное По мнению члена экспертного совета при правительстве, старшего научного сотрудника РАНХиГС Вадима Новикова, сокращение числа юрлиц в госсобственности не говорит об уменьшении доли государства в экономике, тенденция отражает лишь реорганизацию внутри госсектора, а масштабной приватизации не наблюдается. Его коллега, директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев, полагает, что никакого планового сокращения госсектора нет, а происходит «общее сокращение числа хозяйствующих субъектов, особенно средних и мелких предприятий, в связи с депрессией, плохой конъюнктурой и стагнацией экономики». Примечательно, что согласно закону о бюджете, доходы от приватизации за 2019 год должны составить 13 млрд рублей. По оценке экспертов, это стоимость примерно одной тысячной активов «Газпрома» или выручка всего семи средних предприятий. Так что «распродажи» госимущества планируются более чем скромные. Количество и качество Вопрос не только и не столько в том, какое количество предприятий принадлежит государству, а в том, насколько эффективно и прозрачно они работают. По данным Росстата 2018 год завершили с прибылью 66% акционерных обществ с госучастием. Это ниже среднего по экономике показателя - 72,6 % прибыльных организаций. К самым убыточным относятся гостиницы и предприятия общепита с участием государства (62,5%), оборонные (60%) и строительные (58,8%) предприятия, а также предприятия в сфере оптовой, розничной торговли и ремонта (53,8%). При этом, как отмечает МВФ, доходы и расходы 30 тысяч российских госпредприятий никак не отражены в бюджетной отчетности государства. Международный валютный фонд рекомендует российским властям обязать все госпредприятия публиковать ежегодные финансовые отчеты и оценивает вклад госсектора в ВВП России в 33%. Ранее Европейский банк реконструкции и развития оценивал долю государства в ВВП Росси в 35% в 2005–2010-м, а международное рейтингововое агентство Moody’s более высоко - в 40–50%. Оценка Центра стратегических разработок — 46% по итогам 2016 года. На душу населения Сегодня абсолютным лидером в мире по числу госкомпаний признан Китай. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2015 год в КНР насчитывалось 159,2 тыс. госпредприятий. Но этого мирового лидера Россия опережает по такому показателю как плотность госпредприятий. В среднем по нашей стране на 10 тыс. граждан их приходится четыре, в то время как в Китае — чуть больше одного. На сегодняшний день, по данным Росстата, больше всего государственных предприятий наблюдается в Ненецком и Чукотском автономных округах — около 39 на 10 тыс. населения. За ними идут другие регионы Сибири и Дальнего Востока - Якутия, Магаданская область, Камчатский край, Еврейская АО, республики Алтай, Тыва, Калмыкия, Мордовия и Новгородская область с показателями 14,6–23,7 госпредприятий на 10 тыс. населения. Больше всего частных компаний и меньше всего государственных, по данным Росстата, имеется в Москве, Санкт-Петербурге и Калининградской области. Наибольшая доля занятых на госпредприятиях среди стран ОЭСР — в Норвегии, Латвии, Эстонии, Венгрии, Франции, Финляндии, Чехии, Словакии и Италии. А вот статистику о численности занятых на госпредприятиях в России не приводит ни Росстат, ни ОЭСР. Так что напрямую сравнить Россию по этому показателю с другими странами не получится. Но есть косвенные данные – по оценке МВФ, российские бюджетные организации и крупнейшие госкомпании обеспечивают половину занятости в формальном секторе экономики.

Доля государства. Как в России реорганизуют государственный сектор в экономике?
© Капитал страны