Бла-бла-бла-городные девицы: почем пучок на Бессарабке

Киевская традиция получения первичных условных хватательных за красивую жизнь рефлексов насчитывает не одно десятилетие, и даже не одно столетие. Первое женское училище в России было основано, по свидетельству Татищева, в 1086 году в Киеве при Андреевском монастыре княжною-инокинею Анной Всеволодовною. Правда, справедливее было бы говорить "на Руси", но настоящий воспитательный ренессанс связан с императрицей Екатериной II, которая организовала в 1764 году Воспитательное общество благородных девиц. Бывшая бедная Ангальт-Цербтская принцесса мечтала о том, чтобы образованные матери могли воспитывать детей, способных воспринимать новые идеи государственного строительства и воплощать их в жизнь и даже составить «новую породу русских людей — благородных, справедливых и счастливых». Не иначе Вольтера начиталась, а то бы строила тюрьмы — они хоть воспитанию не способствуют, однако же воплощать идеи государственного строительства помогают практически бесплатно. Однако вслед за Императорским воспитательным обществом для благородных девиц стали появляться и другие учебные учреждения такого же типа для девиц разных привилегированных сословий. В 1798 году в Петербурге основано училище для девиц обер-офицерского звания (училище ордена святой Екатерины, позднее — Екатерининский институт). Затем в столице империи появляются: — «Девичье училище военно-сиротского дома» для дочерей «недостаточных штаб- и обер-офицеров военной службы до подполковников включительно и соответствующих членов гражданской службы»; — Дом трудолюбия для «50 бедных девушек», куда принимались сначала дочери штаб- и обер-офицеров военной и гражданской службы, а с 1825 года — и медиков, учителей, художников, православных священников, евангелических пасторов, а также «дочери как русских купцов и иностранных занимающихся промыслами в России, так и лиц всех других сословий, не обложенных подушным окладом»; — Училище для воспитания благородных девиц, лишившихся родителей в войну 1812 года; — Сиротское отделение Воспитательного дома и др. Аналогичные учебные заведения были созданы и в других городах России. К 1840 году их число увеличилось до 20. Открыты были институты в Одессе, Астрахани, Киеве, Белостоке, Казани, Варшаве, Саратове, Тифлисе и т.д., большей частью на средства местного дворянства. В Харькове такое заведение открылось в 1812 году, в Полтаве — в 1818-м, а потом пришла очередь и глубоко провинциального на тот момент Киева. 5 ноября 1834 года был утверждён устав для Института благородных девиц в Киеве, в 1838 году заложен главный корпус (монументальное здание по проекту архитектора Викентия Беретти, заканчивал строительство его сын Александр Беретти), в который учащиеся института переехали в 1843 году. В институт принимали девочек 10-13 лет, ежегодно учащиеся вносили за обучение от 800 до 1000 рублей, поступающая должна была принести с собой «приданое»: рубашки, платки, столовые приборы и т.п. Полный курс обучения длился 6, а с подготовительным классом 7 лет: учили Закон Божий, русский и иностранные языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы, историю, географию, практические навыки домашнего хозяйства, словесные науки, физику, архитектуру и геральдику. Выпускные классы (15-18 лет) повторяли пройденное и много времени посвящали домоводству и рукоделию. Киевский институт благородных девиц славился своим музыкальным образованием. В 1865-67, 1885 и 1893-1904 гг. здесь преподавал музыку Николай Витальевич Лысенко (1842-1912) — композитор, основоположник украинской классической музыки, дирижер, пианист, фольклорист, общественный деятель. Здесь училась, например, Надежда Ивановна Забела-Врубель — русская певица, жена и муза художника Михаила Врубеля. А также две воспитанницы по фамилии Тальберг — как известно, такую же фамилию носила героиня "Белой гвардии" Михаила Булгакова, правда, по мужу, но все же. "Когда человек не такой, как вообще, потому один такой, а другой такой, и ум у него не для танцевания, а для устройства себя, для развязки свого существования, для сведения обхождения, и когда такой человек, ежели он вчёный, поднимется умом своим за тучи и там умом своим становится ещё выше Лаврской колокольни, и когда он студова глянет вниз, на людей, так они ему покажутся такие махонькие-махонькие, всё равно как мыши… пардон, как крисы… Потому что это же Человек! А тот, который он, это он, он тоже человек, невчёный, но… зачем же?! Это ж ведь очень и очень! Да! Да! Но нет!" — так Свирид Петрович Галахвастов, собственной персоной, потрясал воображение родителей досрочно покинувшей пансион благородных девиц Прони Прокопивны Сирковой, а заодно лихо иллюстрировал нравы мещанского Киева былых времен. И во многом был прав! Действительно, это ж ведь очень и очень… История этого заведения, годовщину открытия коего принято отмечать 3 октября, закончилась с революцией 1917 года. Здание в течение последующих лет занимали караульный полк, военно-педагогическая школа, студенческое общежитие, сельскохозяйственная школа. В 1934-1941 гг. здесь находился Народный комиссариат внутренних дел Украины (НКВД УССР). Именно в это время здесь были написаны страницы истории здания, никак не связанные с благородным воспитанием. В 1943 году здание сильно пострадало при артобстреле. После реставрации и реконструкции (руководитель архитектор Заваров) в 1952-1958 в нём находился Октябрьский дворец культуры (Жовтневий палац). Его зал использовался для съездов, конгрессов, конференций, концертов и тому подобное. До открытия в 1970 году дворца «Украина» этот зал был главной республиканской аудиторией. 23 октября 1965 года здесь состоялось вручение Киеву медали «Золотая Звезда» города-героя. Ныне в здании размещается Международный центр культуры и искусств (с 1991) со зрительным залом и центром «Кинопалац». Перед входом «Аллея звёзд» с именами выдающихся украинцев. Кроме вышеупомянутого заведения столица и ее окрестности всегда изобиловали различными пансионами, один из которых — по пьесе Старицкого "За двумя зайцами" — и посещала та самая Проня Прокоповна, родительский дом которой располагался на углу Андреевского узвоза и улицы Воздвиженской. Сейчас на этом месте расположена арт-галерея Евгения Карася, не исключено — в том самом доме коммерсантов Сирков. Правда, отличить такой пансион от притона других девиц было нелегко — выглядели они всегда примерно одинаково превратно, жизнь вели под музыку и были весьма притягательны для сильного полу с единственным различием: на час-другой или на всю жизнь, в горе и в радости, пока смерть не разлучит. История свидетельствует, что тот же Андреевский спуск чрезмерно изобиловал злачными местами ввиду близости к Контрактовой площади — легкие торговые деньги с такой же легкостью транжирились на порочные прелести. Накал страстей дошел до такого уровня, что клир и прихожане Андреевской церкви вынудили городские власти убрать со спуска "низкие заведения" в район нынешней улицы Ямская. Где в то время кучковались так называемые "пансионы" — достоверно не известно. Но их воспитанниц часто можно было увидеть на Бессарабской площади, где тогда располагался один из рынков Киева, торгующихся за каждый пучок зелени, презрев свои изящные манеры. Сейчас они — пансионы, конечно же — мимикрировали под приватные лицеи и колледжи и похожи на прежние разве что стоимостью обучения. А то и вовсе выродились во всякого рода курсы, которые и учебным заведением называть — книксен гневить. Тем более что о раздельном обучении речь уже не идет, а какое благородство в этом возрасте, когда над классами реет флаг пубертата? Флаг этот вместе с другими подняли в 1918 году большевики, издав указ о всеобщем обязательном образовании. С тех пор мальчики и девочки должны были учиться вместе, чтобы затем на равных правах поступить в любой институт. Но это в общеобразовательных школах. В целом же в стране сохранились и раздельные учебные заведения: кадетские школы, нахимовские и суворовские училища для мальчиков, хореографические училища для девочек и т.д. В 1990-е годы раздельное обучение снова стало популярным. Российский профессор и педагог-новатор Владимир Базарный, например, основал «Школу Базарного», в которой мальчики и девочки занимаются в разных кабинетах, хоть и в одной школе. Дети проводят вместе все перемены, обедают, участвуют в школьных праздниках и внеклассных мероприятиях. То есть налицо гибридная форма обучения — параллельно-раздельное. Как это вписывается в современные тренды от квир-феминизма до эко-Греты, можно будет сказать, только проведя глубочайшее многолетнее исследование с привлечением не одного НИИ педагогики и психологии. А то и психотерапии. Потому что продолжающееся расслоение гендерной идентичности на более чем два пола искажает саму идею раздельного обучения — в мире, так сказать, западных ценностей. Не факт ведь, что идентичность педагога совпадет с идентичностью учеников. И объяснить им пользу раздельной утилизации мусора будет совершенно невозможно, так как это может ущемлять права мусорных меньшинств. Хотя на туалетах можно и сэкономить, устроив один на всех — для демонстрации благородства и неформального бла-бла-бла. Если же рассматривать новое, которое, естественно, хорошо забытое старое, через призму национальных украинских традиций, то тут одними скаканиями через костер в ночь на Ивана Купалу не обойтись. Женщина в такой традиции всегда на Украине была Берегиней, матерью, а мужчина — лыцарем, воином. Как между ними внедрить третий (как минимум) пол — та еще задачка для "еврооптимистов". Разве что опять вспомнить басню про Лебедя, Щуку и Рака, перевести ее на язык титульной нации и называть благородство — шляхетством. Не допуская никаких ошибок в правописании, ибо первая же — по подмене буквы Я буквой Ю — приведет к такому эндшпилю, который в кроссвордах называют словом из шести букв. И это не "фиаско". Вообще вся эта кутерьма с выходом на первый план формы, а не содержания и благородства вместо прилежания имеет мало общего с образованием. Содержание научных курсов и методология изложения дисциплин уступили тренировке манерам. Это, конечно, для обслуживающего интересы МВФ персонала вещь полезная: где склонить головку, где присесть пониже, а где и руку поцеловать с выражением верноподданических чувств — зависит от процентов по кредиту. Но в сухом, так сказать, остатке, сколько веревочке ни виться, сколько дымку кальяна ни струиться, а ВВП страны в Украине не раздельный. И когда заканчивается бюджетный год, то все благородные устремления утыкаются в прозу жизни, о которой Проня Прокоповна с горьким прозрением сказала так: "А то шкварчала ваша… папироса!"

Бла-бла-бла-городные девицы: почем пучок на Бессарабке
© Украина.ру