Войти в почту

Знай и люби свой город. Как изменилась Москва за 200 лет

МОСКВА, 5 окт — РИА Новости, Александр Андреев. Когда живешь в одном городе всю жизнь, сложно заметить, как сильно он меняется. Помнишь только, что раньше парк выглядел иначе или что на горизонте вроде были поля, а теперь там дома. Тут-то и приходят на помощь старые фотографии и картины. Я часто встречал фотоподборки "было — стало" из разных точек мира и всегда хотел снять что-то подобное, поэтому был рад предложению найти виды с акварелей XIX века и сфотографировать, как это выглядит сейчас. В. Садовников. "Вид в сторону Кремля от дома Талызиных на Воздвиженке". 1830-е годы Начал с Воздвиженки и сразу же немного расстроился — в этом месте улица стала уже, и нужная для съемки точка оказалась внутри дома. Хотя, возможно, художник изначально рисовал в другой перспективе — здания на горизонте у него вышли больше и их не закрывает дом, как будто снято издалека с большим приближением. Съемка же с ближней точки дала перспективные искажения, делающие всю картину непохожей на оригинал. Бронин. "Вид Театральной площади от Большого театра в сторону Китай-города". 1840-е годы Тут вроде все просто, но как бы не так. Чтобы получить такой же ракурс, нужно залезть на крышу Большого театра, куда-то в район колесницы. Возможно, в 1840 году попасть на крышу Большого было просто, но сейчас процесс получения разрешения занял бы слишком много времени. Ф. Алексеев. "Вид на Воскресенские ворота, здание Главной аптеки, Неглименный мост и Петровские бастионы". 1800-1802 годы Вернулся назад на Манежную площадь искать Воскресенские ворота и Неглименный мост. Точку нашел довольно быстро, но с тех пор тут построили Государственный исторический музей, снеся здание Главной аптеки. Если встать так, чтобы проекция была ровно такой, как на картине, часть кадра закрывает торговый центр на Манежной площади, не говоря уже о нескончаемых толпах туристов. Но подойдя чуть поближе, удалось получить похожий кадр. Неизвестный художник (круг Дж. Кваренги). "Московский печатный двор на Никольской улице". Конец 1790-х годов Печатный двор на Китай-городе было проще найти, чем снять. Дом расположен на узкой Никольской улице, украшенной разноцветными висюльками по всей длине. Здание Печатного двора с тех пор подросло на этаж, а улица шире не стала. Чтобы снять его без искажений, нужно было бы залезть на верхний этаж дома напротив, но он весь затянут строительной сеткой. Путем манипуляций в "Фотошопе" удалось приблизить перспективу к изображенной на картине, но это совсем не то, чем можно было бы гордиться. Неизвестный художник (круг Дж. Кваренги). "Варварские ворота Китай-города". Конец 1790-х годов Картина меня озадачила. Проработав на Китай-городе несколько лет и облазив там все закоулки еще совсем молодым фотографом, вспомнить что-то подобное я не мог. Оказывается, в 1934 году ворота были разобраны при сносе Китайгородской стены. Осталось только недавно отрытое основание, которое можно увидеть в подземном переходе. Я пошел искать точку, откуда работал художник. Нашел на удивление легко — на картине изображен вид от автобусных остановок в сторону угла Варварки и Китайгородского проезда. Церковь все еще на месте, как и часть кирпичной стены слева. Варварка как раз уходит туда, где раньше были Варварские ворота, что логично. Сделал кадр почти из того же самого места, откуда писали картину. Неизвестный художник. "Вид в Кремле у Тайницкой башни". 1850-е годы Попасть на точку, с которой неизвестный художник рисовал эту картину, так и не получилось. В первый заход выяснилось, что остались только самые дорогие билеты на территорию Кремля — остальные раскупили нахлынувшие китайские туристы. Внутрь проник лишь на следующий день, но оказалось, что нужная точка расположена там, куда доступ закрыт. Впрочем, даже имея разрешение, из-за густой растительности пришлось бы ждать зимы — сейчас листва полностью скрывает либо Тайницкую башню, либо Кремлевский дворец. Неизвестный художник. "Покровский собор и Лобное место на Красной площади". Конец 1830-х годов Расстроившись, что кадры не получаются, иду снимать Красную площадь. Кажется, что художник рисовал, сидя на верхнем этаже ГУМа. Туда до сих пор можно попасть, вот только теперь там магазин одежды, охранник которого чрезвычайно напрягся, увидев человека с фотоаппаратом. Когда он принялся усиленно говорить что-то в рукав и пошел в мою сторону, я решил, что и с улицы хорошо получится. Это место изменилось несильно. Только Кремль в те времена был еще белым. Пейзажи с видами Москвы можно увидеть в коллекции Государственного исторического музея.

Знай и люби свой город. Как изменилась Москва за 200 лет
© РИА Новости