Войти в почту

Как строить в обществе, свободном от экономического роста: главные идеи Архитектурной триеннале в Осло

В столице Норвегии в седьмой раз открылась Архитектурная триеннале. Она посвящена концепции мира, свободного от экономического роста, и его устройству. Автор Strelka Mag Кирилл Головкин съездил в Осло и рассказал, как в этом году проходит главный архитектурный фестиваль Скандинавии. Тема Архитектурной триеннале 2019 года в Осло — Enough: The Architecture of Degrowth. Термин «degrowth» означает концепцию, согласно которой экономический рост привел планету к климатическому кризису и беспрецедентному социальному неравенству. Более того, у роста есть пределы, и они видны уже сегодня, когда Земля перестает справляться с нагрузкой индустриальных производств. Сторонники этой концепции считают, что обществу необходима масштабная трансформация, в результате которой истинной ценностью обладали бы человек и окружающая среда, а не материальное обогащение и объёмы производства. На русский язык слово «degrowth» обычно переводят как «антирост» или «дерост». Источник: flickr.com/photos/osloarchitecturetriennale «Хватит: архитектура дероста» — это попытка представить, как выглядит такой альтернативный мир и какой должна быть его архитектура в условиях социальной справедливости, шеринговой экономики и бережного отношения к природе. Подготовкой программы занималась молодая команда из Лондона: архитекторы Мария Смит и Мэттью Диэль, критик Финес Харпер и городская исследовательница Сесилия Сакс Олсен. Кураторы триеннале определили четыре ключевые институции дероста, которые могли бы стать основой нового трансформированного общества. Ими стали Библиотека, Игровая площадка, Театр и Академия. Каждая институция расположилась в отдельном здании в центре Осло и получила свою концептуальную роль в процессе перехода к миру без роста. Архитектурная триеннале в Осло продлится до 24 ноября. Принять участие в её мероприятиях может любой желающий, а посмотреть полную программу фестиваля можно на его официальном сайте. Библиотека Источник: flickr.com/photos/osloarchitecturetriennale Библиотека заняла несколько помещений Национального музея архитектуры. Музейное кафе превратилось в читальный зал, а пространства временных экспозиций — в библиотечные фонды. Их наполнили десятки макетов, инсталляций, плакатов, артефактов, моделей, конструкций и, разумеется, книг, среди которых — и обычные издания, и сопроводительные описания экспонатов. Концептуальной идеей Библиотеки стало совместное использование ресурсов, поэтому любую книгу можно взять с собой в «читальный зал» и полистать за столом под лампой. Экспозиция Библиотеки разделена на коллекции, которые исследуют различные аспекты архитектуры нового общества, в том числе личность архитектора, выбор строительных материалов, организацию сообществ и взаимосвязи в таких системах, как город, экономика или государство. Среди работ, представленных в Библиотеке, — инсталляция «Свободный мир», которая была создана в 2019 году в арт-парке «Никола-Ленивец». Её авторами стали участники образовательного проекта Global Free Unit. «Свободный мир» символизирует международную сеть и отсылает к мысли о необходимости непрерывного и независимого образования. Среди авторов инсталляции — профессор Брайтонского университета Роберт Малл, архитектор Ксения Аджубей и художник Дмитрий Мозгунов. Источник: otherarchitects.com/other-spaces#/burial-belt/ Одним из проектов, посвящённых последствиям роста в самом широком смысле этого слова, стал «Зелёный похоронный пояс» австралийской студии Other Architects. В его основе — идея о том, что похоронная индустрия способна помочь восстановлению растительности на окраинах австралийских городов, уничтоженной из-за роста сельского хозяйства. Согласно описанию проекта, к 2056 году в Сиднее должно умереть более полутора миллионов человек, при этом с 1960 года в городе не появилось ни одного крупного кладбища. Участки для погребения дорожают, а к 2036-му и вовсе должны закончиться. Архитекторы предложили обратить внимание на опустошенные пастбища на границе Сиднея и использовать их территорию в качестве кладбищ. Платой за погребение будет высаживание растений, а отказ от гробов и памятников позволит сделать могилы абсолютно экологичными. Постепенно захоронения должны объединиться в единую парковую систему, которая окружит Сидней возрожденным зеленым поясом. Источник: flickr.com/photos/osloarchitecturetriennale Студия из Осло Fragment выставила в Библиотеке книгу «Передвигая дома», которая посвящена проблеме повторного использования зданий для сокращения добычи новых ресурсов. Книга рассказывает об опыте передвижения домов в Норвегии в первой половине XX века и предлагает вновь обратиться к этой практике. Источник: flickr.com/photos/osloarchitecturetriennale Пожалуй, самым наглядным примером архитектуры дероста стал проект «Сёдертелье»: четыре фотографии одноимённого города, изображения на которых под определённым углом превращаются из обычных улиц и индустриальных территорий в парки и поля. Изучить список большинства работ, выставленных в Библиотеке, можно на сайте проекта. Игровая площадка Источник: flickr.com/photos/osloarchitecturetriennale По мнению кураторов Архитектурной триеннале, современный город живёт по принципу «время — деньги», и жизнь в нём полностью подчинена парадигме продуктивности и роста. Люди спешат по своим делам, избегая любого взаимодействия, не глядя друг другу в глаза и не замечая окружающих их улиц. Выйти за рамки такой утилитарности и изменить отношение к городу можно с помощью коллективных игр, превратив улицу в площадку для экспериментов, взаимодействия и свободы. В мае 2019 года урбанистка Нина Лунд Вестердаль и куратор триеннале Сесилия Сакс Олсен провели в Осло серию воркшопов под открытым небом. Их участники гуляли по улицам, слушали город, обсуждали увиденное и — играли. Маршрут прогулок проходил по окрестностям галереи ROM. Олсен и Вестердаль записали разговоры людей, а затем переработали их в аудиопрогулку, которая получила название «Слушая город». Источник: flickr.com/photos/osloarchitecturetriennale На время Архитектурно триеннале кураторы объявили галерею ROM и её окрестности Игровой площадкой, а «Слушая город» стала ключевым элементом этой части фестиваля. Участники аудиопрогулки надевают наушники и следуют командам женского, словно синтезированного на компьютере, голоса, который обращается от имени Будущего. Одни задания должны развлечь: приходится идти спиной вперёд, танцевать на площади и даже заглядывать в чужие тарелки на фуд-корте. Цель других — напомнить о современных глобальных проблемах: «Ты считаешь, что люди в будущем будут более равными, чем сегодня? Если да, перейди на левую сторону дороги». Между заданиями и играми в наушниках звучат диалоги, записанные на майских воркшопах. Все они привязаны к тем улицам и домам, вдоль которых проходит маршрут прогулки, поэтому «Слушая город» — это ещё и возможность ближе познакомиться с Осло. «Мы не хотели, чтобы программа триеннале была страшной и мрачной. Люди ежедневно сталкиваются с негативной информацией, и это только снижает их активность. Человек рассуждает так: «Что ж, мир в любом случае катится в ад, и я ничего не могу с этим поделать». Поэтому для нас было важно остаться оптимистами, сохранить чувство юмора, привлечь людей и сделать фестиваль обнадёживающим. И в этом есть что-то энергичное и замечательное — собрать людей, танцевать с ними на улице во время прогулки и в то же время думать о сложных вещах и знать, что вместе мы можем что-то изменить», — рассказала Strelka Mag Сесилия Сакс Олсен. Расписание совместных прогулок, которые начинаются и заканчиваются в галерее ROM, можно найти на сайте триеннале. Кроме того, все аудиозаписи проекта доступны онлайн на официальном сайте «Слушая город», и любой желающий может самостоятельно пройти по маршруту аудиопрогулки или просто прослушать её дома. Театр Источник: flickr.com/photos/osloarchitecturetriennale Третьей институцией на Архитектурной триеннале стал Театр. Кураторы «Хватит» видят в нём инструмент воображения: с одной стороны, театр позволяет ставить под сомнение существующую реальность, а с другой — придумывать альтернативные миры и анализировать их наполнение, в том числе архитектурное. В рамках триеннале в Осло пройдёт несколько экспериментальных перформансов, в том числе «Планета Дом» и «Фабрика будущего» Впрочем, одним из главных событий этой части «Хватит» стал проект, посвящённый проблемам не вымышленного, а реального мира. Театральная программа открылась документальной постановкой Society under Construction. Она также известна под немецким названием Gesellschaftsmodell Großbaustelle, дословный перевод — «Большая стройка как модель общества». Автором этой постановки стал сооснователь и участник экспериментального проекта Rimini Protokoll Штефан Кэги. Источник: flickr.com/photos/osloarchitecturetriennale Ради постановки сцену Норвежского национального театра в Осло превратили в огромную строительную площадку — с досками, плитами, касками, грудой бутафорского песка, краном и бытовым вагончиком. Зрители становятся полноценными участниками спектакля, передвигаются по площадке и по мере знакомства с новыми героями всё глубже погружаются в проблемы современных девелоперских проектов, среди которых — коррупционные скандалы, инвестиционные махинации, нарушения в проектировании и ненормированный труд рабочих-мигрантов. В основе каждого блока лежит реальная история. Например, в документальной постановке рассказывается о строящемся аэропорте Берлин-Бранденбург, открытие которого должно было состояться ещё в 2011 году, но несколько раз переносилось из-за технологических нарушений. Академия Источник: flickr.com/photos/osloarchitecturetriennale Академия как четвёртая институция дероста расположилась в Школе архитектуры и дизайна Осло. На два месяца триеннале она станет местом проведения лекций, круглых столов, воркшопов и прочих встреч. Академия задумана как площадка для общения между учёными, студентами и практиками, которым предстоит вместе обсудить перспективы борьбы с несправедливостью и ростом добычи ископаемых, а также сформировать представление о том, какой должна быть архитектура в обществе, отказавшемся от погони за ростом. Источник: flickr.com/photos/osloarchitecturetriennale Также частью программы Триеннале стала конференция «Архитектурный день — 2019». Одним из её спикеров был норвежский экономист Йорген Рандерс — соавтор книги «Пределы роста», которая вышла в 1972 году и значительно повлияла на формирование концепции дероста. Зелёная столица Европы Источник: flickr.com/photos/osloarchitecturetriennale Тема Архитектурной триеннале, которая подразумевает сокращение объёмов производств и бережное отношение к окружающей среде, оказалась особенно актуальной именно сейчас, поскольку в 2019 году Осло получил официальный статус «Зелёной столицы Европы». Это произошло во многом благодаря программе, согласно которой объёмы вредных выбросов в Осло должны сократиться на 95 процентов к 2030 году. Источник: flickr.com/photos/osloarchitecturetriennale «В августе тысячи детей в Осло впервые пошли в школу с огромными ожиданиями. И мы хотим, чтобы эти дети жили в городе с нулевыми выбросами, когда они пойдут в университет в 2030-м. Нельзя откладывать перемены. Вот почему нам нужны архитекторы и градостроители в команде. Вы нужны нам, чтобы сражаться за социальные перемены, за новые решения, благоприятные для климата и окружающей среды. Вы нужны нам, чтобы создавать новые сообщества», — сказала мэр Марианна Борген на церемонии открытия Триеннале — 2019 в городской Ратуше. Обращаясь к теме дероста, она отметила, что Осло продолжает расти, и в городе появляются новые школы, больницы и дома. Поэтому роль архитекторов так высока: они позволяют сделать так, чтобы этот рост учитывал современный контекст.

Как строить в обществе, свободном от экономического роста: главные идеи Архитектурной триеннале в Осло
© Strelka Magazine