Войти в почту

Ограничение списка профессий самозанятых может дать обратный результат

Злоупотребления компаний правовой конструкцией самозанятых является логичным следствием ситуации на российском трудовом рынке – считает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Категория самозанятых превратилась в способ ухода от налогов Дело в том, что первый заместитель председателя правительства РФ и министр финансов РФ Антон Силуанов предложил ограничить перечень профессий, представители которых будут иметь возможность регистрироваться, как самозанятые. Напомним, что понятие самозанятых появилось в российском законодательстве в 2017 году и предполагает форму вознаграждения за труд непосредственно от заказчиков, что и отличает эту категорию граждан от наемных работников. На сегодняшний день такая юридическая форма не может применяться, если речь идет о реализации подакцизных товаров, перепродаже товаров и добыче полезных ископаемых. Соответственно, Силуанов предлагает ужесточить эти ограничения, поскольку некоторые предприятия стали нанимать своих сотрудников, как самозанятых, чтобы получить значительную экономию на налоговых платежах, выплачиваемых по линии пенсионного фонда. «Всегда, когда в нашей стране вводились налоговые послабления для определенных фирм, происходило следующее – ликвидировались предыдущие юридические формы и создавались новые в целях упрощения налогооблажения», - заключает Сафонов. Как отмечает эксперт, сначала были ООО по «упрощенке», потом бизнес начал перерегистрироваться в систему ИП, а сегодня пошли «самозанятые», причем это логичное следствие событий, о чем Минфину и правительству РФ докладывало экспертное сообщество. «Поэтому экспертам было понятно, что появление самозанятых не приведет к обелению занятости, а станет причиной того, что компании для того, чтобы оптимизировать свои отчисления в Пенсионный фонд и по НДФЛ, начнут выстраивать новые отношения со своими работниками. То есть переведут их в разряд самозанятых, что в настоящее время в России и происходит», - констатирует Сафонов. Особенно этим грешат малые и средние предприятия, поэтому перед нами очень большая проблема, на которую государству нужно как-то реагировать, но возникает вопрос, а можно ли ввести такие ограничения без дискриминации интересов российских граждан. Ведь, по сути своей, какая разница, чем занимается гражданин – главное, соответствие его деятельности схеме, по которой понимается самозанятость. Из-за этого возникает вопрос, а не будут ли эти ограничения Минфина носить искусственный характер. Здесь помогло бы изменение шкалы налогооблажения «Это невозможно сделать, поскольку компании, в любом случае, будут искать форму взаимоотношений со своими работниками через новый список профессий, поэтому данное ограничение – это как мертвому припарка», - резюмирует Сафонов. Работодатели начнут искать новые форматы, которые позволят им использовать такую модель отношений со своими работниками. Кроме того, такие ограничения будут искусственно стеснять взаимодействие с нормальными самозанятыми, т.е. с теми людьми, которые реально трудятся по такой модели, но не приведут к большим проблемам для тех лиц и структур, которые так уходят от налогов. «Все это приведет к тому, что, в конечном итоге, никакого обеления не будет», - заключает Сафонов. И тут возникает вопрос, а кто должен заниматься данной проблемой – законодатели и Минфин РФ с помощью своих распоряжений или все-таки Федеральная налоговая служба, чей задачей является прослеживание таких прецедентов, а также противодействие им. По мнению Александра Львовича, оптимальное решение всегда есть, было и будет единственным – не надо изобретать велосипед, который будет ехать с большим трудом и вообще сделан так, что не предназначен для выполнения таких задач. «Здесь нужно воспользоваться зарубежной практикой, которая показывает, что единственным способом, позволяющим находить утаенные доходы, являются налоговые отчеты по соотношению доходов и расходов», - констатирует Сафонов. Сафонов уверен, что другого способа никто в мире не изобрел, и в данном контексте, когда не надо принимать решений по поводу налоговых преференций и других таких вопросов, необходимо выстроить две вещи. Во-первых, это налогооблажение, построенное на соотношении размера доходов и размера расходов, т.е. прогрессивная шкала налогоооблажения, а, во-вторых, придание налоговым органам права на решение по таким проблемам. «Мы понимаем, что это касается всех, поэтому здесь должно быть универсальное решение», - резюмирует Сафонов. Другой вопрос, что подобные методы эффективны против физических лиц, но отнюдь не они являются инициаторами таких отношений со своими работодателями, в результате чего, последние попытаются перевести своих работников в теневую экономику. Перед нами системная проблема российского народного хозяйства, когда компании всеми путями стараются снизить налоговую нагрузку и жертвуют здесь интересами своих работников, что, опять же, упрощает им любые процессуальные разбирательства. Впрочем, практика показывает, что правительство РФ добилось в этом вопросе успехов и снизило объемы теневой экономики в РФ.

Ограничение списка профессий самозанятых может дать обратный результат
© ФБА "Экономика сегодня"