Ещё

Муниципальная повестка. Московская оппозиция дает старт реформе управ 

Муниципальная повестка. Московская оппозиция дает старт реформе управ
Фото: Daily Storm
Одной из главных тем, с которыми оппозиционеры пришли в , является местное самоуправление, которое в районах осуществляют муниципальные депутаты. Также их еще называют местными органами власти, однако если присмотреться чуть повнимательнее, окажется, что никакой властью мундепы толком не обладают: вся она сосредоточена в руках представителей управ, префектур и городских департаментов . Проблему признают и в , и в , и в . Полномочия и финансы сконцентрированы в структурах исполнительной власти, а районные депутаты выполняют роль болванчиков, которые только и могут, что трясти головой и иногда грозить пальцем нерадивым чиновникам. С последними, к слову, и проблема. Они назначаются сверху, а не избираются снизу, как депутаты, а, соответственно, перед москвичами не несут никакой ответственности.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят почти 20 лет тому назад. В отличие от ряда других регионов, в  имеются некоторые нюансы, которые не дают местному самоуправлению работать в полную силу. Столица включает в себя 125 муниципальных округов, в каждом из которых фактически наличествует двоевластие: с одной стороны мы имеем дело с подведомственной правительству Москвы и подконтрольной префектуре административного округа районной управой, а с другой — с муниципалитетами и избираемыми прямым народным голосованием депутатами.
Изменить сложившуюся схему давно предлагают в оппозиционных партиях, чьи муниципальные депутаты уже успели испытать на себе все прелести взаимодействия с районными управами.
«Поделитесь деньгами и полномочиями»
Экс-кандидат в мэры Москвы от «Справедливой России» и глава Фонда развития местного самоуправления уже два срока подряд (с 2012 года) является главой муниципального округа Таганский, председателем совета депутатов муниципального округа Таганский города Москвы. Он давно разработал необходимые, с его точки зрения, поправки, в действующий механизм взаимодействия исполнительной власти с органами местного самоуправления. Свиридов убежден, что муниципальная реформа в Москве перезрела и с каждым последующим днем город просто теряет время, которое можно было направить на улучшение жизни москвичей.
«Система власти в Москве построена таким образом, что вертикаль идет от избираемого народом мэра до самого нижайшего уровня чиновника управы, жилищника, который вообще не зависит от местных жителей, а больше подконтролен чиновникам средней руки где-то в префектуре или в отраслевом департаменте. Он больше заинтересован в том, чтобы освоить бюджет, чтобы правильным образом его распределить, передать тем подрядчикам, которые будут приносить ему откаты. Подобный подход страшно выводит из себя людей», — считает Илья Свиридов.
Политик отмечает, что бесконечная перекладка плиток и бордюров, которые вполне могли бы послужить москвичам некоторое время, а также программы озеленения города никоим образом неподконтрольны муниципальным депутатам. Ответственность за все несут чиновники, однако жители районов спрашивают за все это именно с мундепов, которые находятся в постоянном контакте с москвичами.
Выход из положения, который видит Свиридов, — передача части полномочий от управ и префектур к муниципалитетам, которые раз в пять лет выбираются на местных выборах. Начать он предлагает с переподчинения депутатам Государственного бюджетного учреждения «Жилищник», который присутствует в каждом районе города и занимается жилищно-коммунальным хозяйством.
«Надо переподчинить «Жилищники», которые есть в каждом районе, от управы к совету депутатов. Таким образом они станут подотчетны, бюджет и его структура будут формироваться, согласовываться и утверждаться на уровне местных депутатов. В таком случае все чиновники «Жилищника» будут ответственны перед населением в лице муниципальных депутатов и будут ежегодно представлять отчет о своей деятельности, исходя из которого мы будем принимать кадровые решения», — заявляет председатель совета депутатов муниципального округа Таганский города Москвы Илья Свиридов.
Также следует поступить со сферой благоустройства, полагает политик. В обязательном порядке все потуги, предпринимаемые властями на этом поприще, должны быть согласованы на муниципальном уровне. При этом «финансирование нужно будет проводить через „Жилищники“, которые перед этим будут переподчинены муниципальным депутатам», — продолжает Свиридов.
«Есть какое-то благоустройство, которое согласовывают муниципальные депутаты, и это лишь верхушка айсберга. Огромная же его часть вообще никоим образом не попадает на согласование к мундепам — это все, что делают такие отраслевики, как Департамент ЖКХ, Департамент капремонта, ГБУ «Автодороги» и Управление капремонта и строительства. Мы, муниципалы, вообще не видим эту огромную часть айсберга. Именно она больше всего набивает оскомину жителям. Многомиллиардные укладки бордюра — это именно их рук дело», — обращает внимание политик, напоминая, что часто претензии от жителей поступают именно в адрес муниципальных депутатов.
В Фонде местного самоуправления, возглавляемом Свиридовым, полагают, что соцподдержка граждан, которая на сегодняшний день регулируется аж тремя структурами (отделом в управе, управлением соцзащиты населения в районе и Департаментом труда и соцзащиты в городе), также должна быть в ведении муниципалитетов. Все решения по выделению средств, направленных на социальную адресную поддержку жителей, должны принимать депутаты на местах. С ними же стоит согласовывать и проекты организации дорожного движения, а также сохранение культурного наследия и поддержку столичной экологии, полагают мундепы.
«Устранить параллельные органы власти»
Если эсеры предлагают довольно мягкую реформу местного самоуправления с перераспределением полномочий в пользу муниципальных депутатов, то коммунисты и «яблочники» решили пойти еще дальше, хоть и не договорившись обо всем.
Заместитель руководителя фракции КПРФ в Мосгордуме с 2008-го по 2019 год был депутатом муниципального совета депутатов столичного района Лефортово. Совместно с коллегами по партии он неоднократно вносил различные предложения по реформе местного самоуправления, поскольку на своем примере испытал трудности во взаимодействии с исполнительными органами власти Москвы.
«Когда тебе управа приносит готовый список по благоустройству и говорит: голосуйте за или против, — толку в таком согласовании мало. Управы играют в свои игры. Они выстраивают взаимодействие с Фондом капремонта домов, с подрядчиками. Во многих вещах они заинтересованы лично, а механизмов влияния на принятие решение мы как муниципальные депутаты не имеем. Как только ты начинаешь выстраивать работу с теми, кто ориентируется на начальство, ты перестаешь ориентироваться на интересы жителей района, с которыми ты работаешь и которых представляешь», — говорит Тарасов.
По инициативе мэра Москвы в 2012 году Мосгордумой был принят закон, согласно которому расширялись полномочия органов местного самоуправления в муниципальных округах. Депутаты получили право:
ежегодно заслушивать доклады главы управа района и районных руководителей и подведомственных ему руководителей;
выражать недоверие главе управы района;
согласовывать перечень дворовых территорий для проведения работ по благоустройству, а также список многоквартирных домов для проведения капремонта, за выполнением которого устанавливался депутатский контроль;
появилась возможность согласовывать выбор земельного участка для размещения гаражей и объектов религиозного назначения;
согласовывать проект градостроительного плана земельного участка для объектов капитального строительства площадью до 1500 м² (аптеки, спортивные объекты, стационарные торговые объекты и т.д.);
согласовывать проект схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также сезонных кафе.
Новоизбранный депутат Мосгордумы Павел Тарасов считает, что толку от этих переданных полномочий никакого не появилось.
«Отдайте нам целиком переданные полномочия, а не в том режиме, что нам спустили и мы вынуждены согласовать, — объясняет он свое недовольство по опыту работы мундепом в Лефортове. — К тебе приходит дядя, который за тебя уже все решил, а ты либо киваешь да, либо киваешь нет. Они всегда могут нам сказать, что сверху так решили, а если бы мы сказали нет — нам бы не дали ничего. Очень удобно за это прятаться. При этом они сами же зарабатывают на этом отрицательные очки. Например, фокусы с поддельными протоколами по капремонту, с которыми мы часто сталкивались как депутаты. А механизмов влияния нет! У нас сверхцентрализация власти сейчас, а самое главное — разорван уровень между тем, где принимаются решения, и куда можно попробовать достучаться. Если ты по какому-то вопросу достучишься до управы, то выяснится, что она не может принять никакого решения, за исключением установки урны у подъезда».
Говоря об экологических проблемах города, Тарасов рассказывает о курьезных правилах посадки деревьев в Москве. Согласно правилам создания, содержания и охраны зеленых насаждений, утвержденных постановлением правительства Москвы в 2002 году, горожанам запрещается самовольная посадка деревьев и кустарников. Незнание закона не освобождает от ответственности, а потому, если вам захотелось украсить свою придомовую территорию или самостоятельно облагородить сквер — штраф от 40 до 50 тысяч рублей.
«Чтобы воткнуться в программу «Миллион деревьев», по которой они высаживаются, нужно пройти кучу согласований через городские власти. Напоминает жизнь в каком-то сумасшедшем доме», — недоумевает депутат.
«Говоря о транспортных вопросах — аналогично, — продолжает Тарасов. — Нельзя даже влезть в вопросы по интервалам движения, по замещающим маршрутам. В некоторых местах проблема: из-за неправильных нормативов невозможно поставить остановку. Даже все эти районные вещи почему-то замкнуты на город».
Чтобы избавиться от излишней бюрократии, когда даже мельчайшие городские вопросы приходится согласовывать, начиная от управы и кончая префектурой, в КПРФ предлагают ликвидировать обе эти структуры, а все их полномочия передать муниципальным образованиям и советам депутатов. Дескать, им на местах виднее. Для этого московские коммунисты готовят законопроект, согласно которому параллельные органы власти на местах должны быть ликвидированы.
В обоснование своих доводов в КПРФ ссылаются на Конституцию России, которая защищает местное самоуправление от неправомерного вмешательства в его дела органов государственной власти. Органы местного самоуправления как таковые не могут быть преобразованы в органы госвласти, а осуществление местного самоуправления органами госвласти и государственными должностными лицами не допускается (Постановление КС РФ от 24 января 1997); создавая органы государственной власти, субъект Федерации не вправе наделять их полномочиями по решению вопросов местного значения, подчинять органы местного самоуправления государственным органам и тем самым лишать граждан права на самостоятельное решение вопросов местного значения (Определение КС РФ от 4 марта 1999).
«Определиться с хозяйством»
Поддерживают реформу местного самоуправления и в «Яблоке». Экс-руководитель московского отделения партии, а ныне снова депутат Мосгордумы входит в парламентскую комиссию по государственному строительству и местному самоуправлению. У политика уже давно имеются наработки в области децентрализации принятия решений в городе. Самое же главное, считает Митрохин, — дать четкую интерпретацию термину «единство городского хозяйства» в городах федерального значения, благодаря которому муниципалы толком ничего не могут делать.
В 131-ФЗ, который регулирует вопросы организации местного самоуправления, есть статья 79 «Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения». Согласно ей, перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов РФ — городов федерального значения — исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Установленные настоящим федеральным законом источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты тех самых субъектов.
«Единство городского хозяйства должно быть прописано более четко. Должны быть четко прописаны и полномочия, исполнения которых не нарушают этот принцип. Благоустройство, озеленение, охрана памятников культуры районного значения и так далее. Все это необходимо прописать в федеральном законе. У меня уже есть разработки на эту тему», — сообщил Митрохин.
«Яблочник» солидарен с тем, что полномочия и финансирование из управ и префектур следует передать на местный уровень. Московскую же землю следует разграничить на муниципальную и городскую, оставив за последними больничные территории, автодорожные магистрали и прилегающие территории. Районная же земля, на которой расположены дома, улицы, проезды, скверы и другие объекты должны быть переданы в собственность муниципалитетов.
«Только тогда появится реальная основа для деятельности депутатов и будет решена целая масса проблем. Например, с тем же благоустройством, которое навязывается всем районам из единого центра без какого бы то ни было согласования с местными жителями и их представителей в советах депутатов», — уверен депутат Мосгордумы от партии «Яблоко».
Что касается районных управ и префектур, то первые, по мнению Сергея Митрохина, однозначно должны быть ликвидированы, а их полномочия переданы в муниципалитеты. Префектура же должна стать вспомогательно-консультативным органом с надзорными функциями — следить за соответствием деятельности муниципалитета городскому и федеральному законодательству. Еще одно нововведение, которое придумал Митрохин для префектур, — работа с обращениями граждан, которые могут быть недовольны качеством и эффективностью работ своих муниципальных депутатов.
Видео дня. Травят в России: гомосексуалист дал интервью СМИ
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео