Еще два миллиарда Севастополю. Новый амбициозный проект ждет судьба парка Победы?
На дороге деньги не валяются На реконструкцию Большой Морской улицы правительство Москвы в рамках соглашения выделяет Севастополю два миллиарда рублей. Пока это рекордная сумма, которую город потратит на реконструкцию, – до этого планку первенства держал многострадальный парк Победы, сроки по которому неоднократно срывались, а качество работ вызывает вопросы. Стоимость проекта немногим больше одного миллиарда. «Два миллиарда рублей, которые предполагается пустить на реконструкцию исторической центральной улицы города, – это деньги, которые на дороге не найдешь. Любой город Российской Федерации с удовольствием воспользуется предложением Москвы, чтобы превратить центральную улицу в замечательное современное общественное пространство», – заявил врио губернатора Михаил Развожаев, выступая перед законодательным собранием города. Он отдельно подчеркнул, что деньги целевые и потратить их на что-то другое нельзя, можно только отказаться совсем. Практически 70 % этой суммы пойдет на коммуникации: воду, связь и электричество. Концепция реконструкции уже прошла обсуждение в фокусных группах и два общественных слушания. Изначально разработчики планировали сузить проезжую часть и расширить пешеходную, сделать отдельную полосу для велосипедов и электротранспорта, поставить новые фонари, высадить деревья и цветы, а порядком обветшалые фасады не трогать. Реконструкция затронет и площадь Лазарева, где появится зона отдыха вокруг центральной клубы, а привычное движение транспорта изменится. Народ такой замысел не понял, начались бурные обсуждения. Некоторые категорически выступали против изменения облика города вообще, а депутат из команды Алексея Чалого Вячеслав Горелов даже заявил о том, что напишет обращение в Минкультуры РФ. В числе замечаний были непродуманная транспортная система, которая не решает существующих проблем, и шаблонность проекта без учета специфики архитектуры и истории города. Все-таки придется ужаться? На слушаниях 1 октября разработчики представили обновленную концепцию проекта с учетом замечаний – убрали велодорожки, оставив полосу для общественного транспорта и две полосы для частного, и запроектировали карманы для парковки, из-за чего придется, скорее всего, ужаться или пешеходам, или автомобилистам. Плитка на тротуарах будет дорогая – из карельского гранита, а вдоль улицы появятся небольшие современные конструкции, стилизованные под сталинский ампир, в стиле которого построены основные здания. «Меня озадачило, что по велодорожкам уже все решено и что обсуждать уже все бесполезно. У меня возник вопрос – кем решено? Создалось впечатление, что кулуарные договоренности присутствовали. Все подобные проекты идут очень сложно в Севастополе, на них оказывают влияние СМИ, которые принадлежат Алексею Михайловичу Чалому, и зачастую в городе искусственно формируется общественное мнение о том, что городу нужно, а что нет, и в основном это не совпадает с мнением большинства. Мыс Хрустальный как пример таких манипуляций», – считает общественница Ольга Дронова. Площадь Ушакова почти не изменится, но ей добавят несколько фонтанов и пергол. А вот замечания по площади Лазарева проектировщики пока не учли – там будет все-таки не круговое, а двухстороннее движение плюс изменится радиус поворота, что приведет к невозможности разворота военной техники во время парада. Зато учли интересы маломобильных групп населения – на улице появятся тактильная плитка и звуковые светофоры. Общественники обратили внимание, что на слушаниях не звучал вопрос ливневок, которые сегодня просто закатаны в асфальт. Еще один спорный момент – отсутствие подземных пешеходных переходов, которые разработчики категорически не хотят добавить. «Москва вся в подземных пешеходных переходах, но проектировщик сказал, что это уже устаревшие взгляды и все от этого отказываются. Но реконструкция улицы Дмитрия Ульянова, например, предполагает такие переходы, и для Севастополя это актуально – транспорт не будет задерживаться, пропуская пешеходов. Хотят убрать светофор с выезда на улицу Галины Петровой, но если не урегулировать движение транспорта и пешеходов, это будет коллапс», – считает глава общественной организации «Дорожный контроль» Максим Мишин. Исторического облика зданий реконструкция пока не коснется. Вернее, фасады планируют обновить, но не скоро и уже не за московские деньги, а за счет городского бюджета. Этим займется Фонд капитального ремонта вместе с Севнаследием. Нужно сказать, что это еще не итоговые слушания, они будут идти весь октябрь. Кроме того, создадут наблюдательный совет по реконструкции Большой Морской. «Нужно сначала сделать реконструкцию фасадов, а потом заниматься всем остальным. Сделают дороги, а фасады останутся в неприглядном виде, и внешний вид центральной части никак не поменяется, кроме мощеной тротуарной плитки. Все нужно делать в комплексе. У нас нет системности выполнения работ, всегда что-то остается недоделанным», – считает общественник Мишин. Рекордные сроки Итоговой сметы еще нет; разработчики говорят, что проект будет однозначно дороже миллиарда рублей, но насколько – вопрос открытый. Помимо самой концепции реконструкции севастопольцы сомневаются в том, что такой дорогой и масштабный проект реализуют в срок, а качество работ будет высоким. Некоторые даже предлагают отложить этот вопрос, пока не будут сданы парк Победы, Матросский и Исторический бульвары. Но Развожаев заверяет, что как только проект утвердят, работы начнутся без бюрократических проволочек, их качество будет высоким, а сроки не сорвут. «Время сжато, концепция проекта рассматривается очень оперативно, буквально месяц на это дается. Сроки реализации проекта вызывают опасения. Работы планируется начать уже в октябре, а закончить – в апреле 2020 года. Любое сверхоперативное решение таких вопросов не очень хорошо, потому что может сказаться на качестве работ, хотя нам подтвердили, что качество гарантируют. Как будет на самом деле, будет видно», – говорит депутат заксобрания от КПРФ Роман Кияшко, пообещав контролировать процесс. Ольга Дронова считает, что такие грандиозные проекты нужно готовить загодя, прорабатывать детали, обсуждать с общественностью и экспертным сообществом, чтобы документ не был сырым и учитывал все особенности города. Общественник Александр Талипов выразил мнение, что указанные сроки нереальны. «После публичных слушаний нужно разработать проектную документацию, которая определит объемы работ, затем рабочий проект, где будет видно, какие коммуникации и где заменяются, какая тротуарная плитка должна быть и в каком архитектурном стиле все будет делаться. Конечно, большое количество коммуникаций усложняет работу – со всеми организациями, которые имеют там линии воды, света, канализации, газа, нужно будет заключать согласования. Все эти сроки можно соблюсти, если проект полностью готов и все подготовительные работы уже прошли. Если делать все это с нуля, то сроки нереальные», – говорит Талипов. Он также отметил, что Большая Морская – это основная транспортная артерия центра, и любые работы могут парализовать эту часть города. «Наверное, если все делать по уму, то в два миллиарда можно вписаться. Единственный вопрос – в сроках и фирме-подрядчике, чтобы не повторилась ситуация с парком Победы», – считает Александр Талипов. А вот Максим Мишин думает, что Развожаеву можно верить, так как Москва будет контролировать все – от создания концепции, которую разрабатывает столичное архитектурное бюро Wowhaus, до подбора подрядчика. Напомним, Wowhaus уже работал в Севастополе – по его проекту идет реконструкция заброшенного парка Учкуевка на Северной стороне. Работы также финансирует правительство Москвы. Открыть обновленный парк намерены до конца года. Другому парку – парку Победы – повезло меньше. Там работает уже третий по счету подрядчик: первый чуть не разорился, второй скрывается на Украине от суда. Первый этап реконструкции, который де-факто еще не завершился, вызывает нарекания. Хотя парк уже торжественно открыли с недоделками в мае 2019 года. Еще один спорный объект – Матросский бульвар, за который воевали Алексей Чалый и экс-губернатор Дмитрий Овсянников. Работы были остановлены из-за того, что стройка шла без необходимых документов, в частности, без разрешения на строительство капитальных сооружений, а на территории находится достаточное количество объектов культурного наследия, у которых существуют охранные зоны. Пять зданий уже были снесены, ущерб от этого власти оценили в 10 млн рублей. Пришедший на смену Овсянникову Развожаев подписал мировое соглашение с благотворительным фондом «35-я береговая батарея», который ведет реконструкцию, но, как выяснилось недавно, документы все-таки есть не все – подрядчик не согласовал архитектурно-художественный облик реконструируемого бульвара. Работы опять буксуют. Фото: ФедералПресс / Оксана Порицкая.