От нас - лес, а нам - мусор. Как пинежане сражаются за родной край
16 сентября на свалку в полутора километрах от Пинеги приехали и разгрузились многотонные грузовики с мусором. Откуда едут эти грузовики и с какой целью, в тот момент не знал никто. Сейчас мы знаем: мусор в Пинегу везут по контракту от 3 сентября 2019 года. Заказчик - Министерство природных ресурсов Архангельской области. Общая сумма контракта составила 184,4 миллиона рублей. На эти деньги министерство планирует ликвидировать несанкцинрованные свалки в лесном фонде в Плесецком, Красноборском, Приморском, Пинежском, Вельском, Ленском, Устьянском, Шенкурском и Няндомском районах. Мусор - наш? - Всего в нашем районе до конца октября будут ликвидированы три незаконные свалки - две относительно небольшие, площадью по 60 и 30 квадратных метров, и одна площадью 5 тысяч квадратов, - пояснил в своих соцсетях глава района Александр Чечулин. - Технология уборки предполагает вывоз отходов на законный полигон в районе деревни Воепалы и рекультивацию территории. Прошу не придумывать лишнего. Повторю еще раз - мусор не московский, не архангельский, а наш. В Пинежском районе только две «законные» свалки. Самая большая - близ деревни Воепала. Именно туда решили перевезти основную массу отходов. Жители Пинеги бьют тревогу. «От нас везут лес, а нам везут мусор», - справедливо негодуют они. Реакция пинежан не заставила себя ждать: создание инициативной группы, письмо в адрес районных властей, «сходки» активистов и общенародная встреча - прямой разговор с главой района. Люди вышли протестовать - Такое огромное скопление людей на улице в Пинеге можно увидеться только в праздники. А сейчас люди пришли протестовать. Нас больше всего возмутило то, что рядом заповедник с полувековой историей, - рассказывает редактор портала «Пинега РФ» Алексей Павлов. - Мусор везут к нам из Карпогор, точнее сказать, из Лавельского, за 300 километров. А полигон рядом с Карпогорами толком не задействуют. Пинега всегда была первой столицей Пинежья. И сейчас люди воспринимают всё это как унижение. У этого народного возмущения есть основания. Экологи в один голос утверждают, что ввоз такого объёма мусора не может пройти бесследно. - Резкое увеличение объёмов складируемых ТБО может в конечном итоге привести к опасному загрязнению поверхностных вод. Дальнейшее увеличение нагрузки на свалку за счёт привозимого материала с лесных свалок карпогорского куста может привести к необратимым последствиям. Прежде всего - к ухудшению качества питьевых вод территории, - говорит карстовед и кандидат геолого-минералогических наук Елена Шаврина. Народный контроль Несмотря на то что пинежская свалка формально включена в реестр, на самом деле её состояние далеко от предъявляемых требований. Ни ограждений, ни бульдозера для разравнивания отходов на свалке нет. По факту: крупная сумма денег потрачена на то, чтобы перевезти отходы из одного непригодного для них места в другое, такое же непригодное. - Я два дня подряд сопровождаю мусоровозы до свалки, чтобы проверить всю цепочку действий. Иногда возникают вопросы к руководству перевозчика и к работникам нашего ЖКХ. Организатор перевозок, как я выяснил из бесед с водителями, не проводил с ними никаких инструктажей и не проверял места выгрузки машин, - рассказывает житель Пинеги Сергей Федченко. - Заехать на полигон без посторонней помощи большинство машин не могут. Некоторые машины едут на полигон напрямую, без взвешивания, что категорически запрещено. Не знаю, работники ЖКХ разворачивали их на взвешивание только потому, что я рядом присутствовал, или это их постоянные действия в подобных случаях. Мусор разделят Народные волнения подействовали - мусор решено разделить между карпогорским и пинежскским полигонами. Однако только две тысячи кубов мусора останутся на своём месте, а пять с половиной тысяч теми же грузовиками прибудут в Пинегу. - Мы написали письмо в прокуратуру с просьбой проверки законности подписанного госконктракта. Разумность перевозки мусора на 350 км под сомнением. В контракте наша свалка указана как ближайшая, но на самом деле это не так, - говорит член инициативной группы Елена Шестакова. - Также нужно проверить правомерность используемого автотранспорта для перевозки ТБО - не все машины специализированные. Также у подрядчика получено разрешение на перевозку ТБО в период весового ограничения по тоннажу на наших дорогах. Контракт заключён министерством природных ресурсов, район пока бессилен повлиять. Очень надеемся, что ответ будет скоро». А пока мы ждём ответа из прокуратуры и дальнейших разбирательств, грузовики разгружаются на пинежской свалке.