Профессор кино - Интервью с создателем фестиваля «Телемания» Юрием Литовчиным
Добрый день, Юрий Михайлович! Хотела бы сегодня с Вами поговорить о трендах индустрии. Какие 3 главные задачи Вы ставите себе при организации учебного процесса? - На самом деле организовывает учебный процесс у нас большая команда сотрудников. Это и руководители факультетов, и проректоры, и административная группа. В общем-то, все вместе пытаемся схватить время, успеть попробовать угнаться за изменяющимся миром, который окружает нас. Это нелегко, потому что мы обязаны учить студентов в соответствии с федеральными государственными стандартами. Главная сверхзадача состоит в том, чтобы студент, отучившись в институте, смог найти работу. Это принципиально важно! Дело в том, что подавляющее большинство ребят, которые у нас учатся, хотят снимать кино. Их не волнует зритель, они хотят снимать кино! А деньги все находятся в digital, работы полно только в digital. Эта проблема не только наша. Вокруг нас огромный медиа-шум. И, наверное, снять это кино – это способ закрыться. Наоборот не открыться, а закрыться и самовыразиться. Неважно будут тебя смотреть или нет. Вещь достаточно сложная, но у нас есть разные трюки, и мы пытаемся ребятам доказать, что кроме кино, авторского кино, есть огромный цифровой мир, который ждёт профессионалов. Вы говорили про федеральные стандарты. Возникали какие-то проблемы с тем, что Вы хотели сделать, но благодаря закону не могли? - Ну, конечно, возникают определённые конфликты наших интересов и интересов государственных стандартов. Происходит это почему? Потому что по той или иной специальности, по группе специальностей существует ФУМО (Федеральные учебные методические объединения), которые обычно находятся на базе одного головного вуза этого направления. Естественно, сотрудники этого ФУМО преследуют интересы этого вуза и продавливают своё понимание учебного процесса. А мы уже обязаны жить в том, что нам придумано. Что нас сдерживает? Например, мы обслуживаем, если можно так сказать огромную отрасль народного хозяйства – телевидение. И у нас много ребят, которых работает уже на студиях как федеральных, так и региональных. Как-то они попали на эти студии, уже давно работают, но им часто не хватает теоретических знаний.И они у нас продолжают обучаться на заочном и вечернем отделениях. Сейчас 3 федеральных стандарта в новом варианте вышли без возможности обучения вечерников и заочников. Это звукорежиссура аудиовизуальных искусств, это режиссура кино и телевидения, и кинооператорство. Вопрос очень сложный. Наверное, чтобы создавать игровое кино нельзя обучаться, приезжая 2-3 недели в год всего, а на телеканале «Звезда»,«РенТВ» и на других, где ребята участвуют в боевых действиях и в горячих точках - они постоянно работают, как на конвейере. У них нет возможности отвлечься на 5 лет и отдать это время обучению. Вот этого мы лишены, если говорить о трудностях со стандартами. Ещё есть такая история, когда на уровне руководителя государства, на уровне министерства провозглашается: «Мы должны идти впереди цифровой революции, мы должны осваивать новые горизонты, у нас должны появляться новые профессии». А во многих документах прописано, какое количество кандидатов и докторов мы должны иметь, какой уровень образования должен быть у преподавателей. Программы бакалавриата могут преподавать одни, программы специалитета – другие люди. И есть профессии, которые относительно недавно появились, например, продюсер кино и телевидения, это относительно свежая профессия. Она появилась десяток лет назад, не больше. Нет кандидатов наук, докторов наук – продюсеров. Потому что профессия смежная. Это между экономикой и творчеством. Тоже самое с кинооператорством. Мало операторов, единицы, которые занимались научной работой. Ищем возможности, как выйти из ситуации, чтобы у ребят потом не было проблем с дипломом, с проверкой работ. Находим выход в рамках законодательства. Ни для кого не секрет, что ГИТР – один из самых современных и технически-оснащённых институтов. Каким образом удаётся следовать всем новым тенденциям? - Здесь на самом деле история тоже сложная. Дело в том, что современный, оснащённый – это действительно так, потому особо нет конкуренции, не с чем сравнивать. Есть, конечно, старейшие школы, ВГИК, у которого тоже много техники. Дело тут в том, что сам подход к образованию в ГИТРе – особенный. Мы всегда хотели, мечтали о том, чтобы какие-нибудь крупные гиганты производители современной техники в виде какой-то лаборатории или современной камеры дали студентам, те попробовали, написали свои отзывы. И так ребята смогли бы видеть современную технику. Это было в начале нашего пути, когда мы только создавали институт. Это была мечта отца, моя мечта. Никак не происходило. Продавить стены коммерческого подхода крупных производителей нам не удавалось. Сломали мы эту стену в 2014 году, когда ребята поехали на олимпиаду. Мы работали тогда с OBS (Olympic Broadcast Services).Около 80 наших ребят поехало в Сочи, и OBS в качестве благодарности пригласили меня и Лобашова Илью Андреевича поехать в Сочи посмотреть работу ребят и Олимпиаду. Мы идём с Ильёй по телецентру, вбегает два парня, вроде бы наши: «Юрий Михайлович, здравствуйте! Мы звукорежиссёры, работаем тут с немецкой компанией LAWO. Они очень хотят встретиться с Вами» Ну встретиться – встретиться. Хуже не будет. Мы встретились и поговорили. Они были заинтересованы выйти на российский рынок. Компания планировала уже тогда заниматься не только звуком, но и видео. Мы придумали такой проект, чтобы в ГИТРе находился шоу-рум компании, а студенты взамен этого могли пользоваться современным оборудованием.И сразу мы там сделали договор, подписали. А потом произошло, наверное, чудо. Я не знаю как сказать. Александр Николаевич Янковский, наш преподаватель, увлёкся этой железкой. И в результате был придуман тренажёр специальный, который наша гордость. Он, наверное, такой единственный в мире. В разработке участвовали и LAWO и Dolby, мы свои силы приложили. И в результате даже ни на какие выставки не выезжает эта консоль, все приходят сюда. Здесь обучаются не только наши студенты, но и сотрудники Первого Канала, и ТВЦ, и ВГТРК и многие другие. И дальше оно как-то пошло – поехало. Они были первой ласточкой, к нам стали поступать предложения от разных компаний.И дальше вот у нас сейчас есть достаточно много партнёров – это и Canon, и Datavideo. Вот эта мечта как-то воплотилась в жизнь. Некоторое время назад, года полтора, наверное, мы поставили цель – ребята должны здесь видеть и работать не столько как на телеканалах, возможно, даже с каким-то опережением. Пока это получается. Как долго это будет удаваться, мы не знаем. Какие тренды кино и теле-индустрии являются для Вас приоритетными? - Конечно, нужно уделять внимание всем проектам, которые будут доставлены путём интернета до потребителя. Есть много проблем, связанных с тем, что из-за доступности интернета, контент делают очень большое количество непрофессионалов. Соответственно, сейчас есть такое новое слово - хайп, для достижения этого хайпа используются любые совершенно методы. И очень большая проблема, что совершенно никто не думает о зрителе, потребителе этого контента. Вообще никак. Я надеюсь, она скоро закончится – эта эпоха лайка. Главное, чтобы был отклик. Неважно, какими тропами пройдём, главное, чтобы было поставлено это сердечко или тот самый знак большого пальца. Это проблема, это серьёзная проблема! Я считаю, что здесь мы должны научить ребят быть профессионалами, чтобы они эту ситуацию меняли. Потому что это, конечно, пафосное заявление, на всём на этом учатся наши дети и внуки, сёстры и братья, и мы сами. Не осознавая этого, мы впитываем информацию, и она влияет на нашу жизнь. Соответственно, хотелось бы, чтобы ответственность за нашу жизнь была не только перед золотым дождём, а ещё была бы ответственность перед тем, для кого ты это делаешь. Сейчас существует проблема постоянного использования симуляторов. Это когда несуществующее событие выдаётся за реальность. И мы настолько запутались в этом, что не разделяем и не можем осознать, было это на самом деле или нет. То есть это уже такой постоянный фейк, который нас окружает. Вы являетесь идеологом и создателем фестиваля «Телемания». Как пришла идея создания своего собственного институтского фестиваля? - В то время, когда мы сделали первый фестиваль, телевизионных молодёжных фестивалей не было вообще! Кинофестивалей полно. Мы поставили для себя цель, что должен быть фестиваль, смысл которого – просмотреть всё, что может быть показано на телевизоре. Те, все форматы, те, все возможности, которые даёт экран. Интернет был, но он был ещё в таком начальном состоянии, такого Ютуба над нами ещё не висело. Это было основное. Второе - надо было дать ребятам конкурентную среду, потому что обязательно им нельзя делать творческий продукт, не видя вокруг себя конкуренцию. Что даёт студентам участие и победа в фестивале? - Награды и пряники. Во-первых, это капитализация себя и дальнейшей жизни. Хотим мы или нет, человек, который создаёт какой-то медийный продукт, должен себя постоянно капитализировать и, сложное слово, но должно продавать себя. Чем он дороже стоит, значит, у него лучше получается, тем больше у него есть возможность получить финансирование за свой проект.Соответственно, первое – человек делает себе удобнее и лучшее дальнейшее обучение в институте. Потому что, конечно, к победителям фестиваля, какому-то участнику с интересной работой преподаватели начинают лучше относиться, уважать больше. Дальше происходит такая вещь. Подарки, о которых я говорил. С прошлого года мы начали делать такой подарок – фестивальное продвижение. Мы покупаем 6 комплектов фестивального продвижения, и та работа, которая победит – получает фестивальное продвижение. Наша компания – партнёр CinePromo, она берёт эти работы на различные российские и международные фестивали. Третье – эта капитализация даёт портфолио, с которым ты потом можешь получить лучше контракт. И ещё один момент – кто-то наконец-то начинает тебя хвалить. Для ребят это очень важный момент. Когда тебя хвалят не просто твои друзья, тебе начинают говорить уважаемые люди. Конечно, это жутко приятно. Спасибо Вам большое за столь интересный рассказ. Желаю успехов в дальнейшей работе.