Калининградская филармония откроет экскурсии на свою колокольню
Калининградская филармония планирует впервые организовать экскурсии на колокольню башни Кирхи Святого Семейства, сообщает пресс-служба культурного учреждения. Запустить маршрут предполагается к лету 2020 года, когда будет оборудована площадка для посещения. Во время экскурсии туристы смогут посмотреть, как филармония выглядит изнутри, прикоснуться к тайнам старинной кирхи, увидеть город с высоты птичьего полёта, узнать об истории уникального здания и людях, связанных с его судьбой, полюбоваться старинными бронзовыми колоколами. “Колокола на старой башне исправно работают и звонят каждый час. На них сохранились надписи на латыни и год изготовления — 1922, а на некоторых кирпичах колокольни можно заметить клеймо Cadinen с силуэтом короны, что указывает на то, что они сделаны на бывшем немецком заводе кайзера Вильгельма Второго”, — сообщили в пресс-службе. Посмотреть все мероприятия, проходящие в Калининградской областной филармонии, можно в “Афише Клопс”. Справка: Филармония расположена в здании бывшей немецкой кирхи Святого семейства. Оно было построено в 1904-1907 г. в Кёнигсберге в районе Оберхаберберг известным немецким архитектором Фридрихом Хайтманом (1853-1921). Католическая церковь в неоготическом стиле стала самым значительным творением Хайтмана. Архитектор долго изучал старинные готические храмы Восточной Пруссии, после чего выработал свой собственный особый неповторимый стиль. Кирха Святого Семейства — одна из немногих симметричных в плане церковных зданий Хайтмана. Неудержимая динамика, устремлённость вверх, в небеса, в сочетании с основательностью и “земной” убедительностью объёмов придают неповторимое очарование всему творению Хайтмана. В некоторых источниках упоминается о том, что когда мастер работал над чертежами, на столе рядом с ним всегда лежала Библия. Он считал, что именно эта церковь должна быть семейным домом, в котором царил бы дух Христа и Его земных родителей. Уникальность кирхи Святого семейства в том, что в ней никогда не проводились панихиды, а только обряды крещения и венчания. Место строительства, говорят, раньше было территорией скотного рынка, за что Хайтмана не раз критиковали. Однако на все упреки архитектор отвечал: "Не забывайте, что осла, на котором Дева Мария с Иисусом отправились в Египет, Иосиф купил на таком же скотном дворе". Другое название кирхи — “Катеринен Кирхе”, так назывался госпиталь Святой Катарины, расположенный по соседству. После освящения здесь установили специальный день молитвы за всех болящих. Интересный факт, связанный с судьбой кирхи Святого Семейства и её будущей музыкальной историей, связан с 1939 годом. В церковном здании должен был открыться класс органной игры. Записались восемь мальчиков. Однако никто из них органистом не стал. Все они стали солдатами Третьего Рейха и погибли в первые годы войны. Кирха Святого Семейства — одно из немногих зданий, частично сохранившихся после штурма Кёнигсберга. От полного разрушения церковь спасло то, что она находилась в плотном кольце жилых построек. Весь удар приняли на себя окружавшие её здания. После войны под стрельчатыми сводами храма находили временный кров переселенцы, потом этот перевалочный пункт превратили в склад. Рассказывают, что советские солдаты обнаружили в подвалах кирхи большие запасы вина, воды, галет и детских игрушек. В послевоенные годы кирха была частично отремонтирована и использовалось под различные нужды городского хозяйства Калининграда. Инициатива превращения этого и других памятников истории и архитектуры города в учреждения культуры принадлежит Виктору Васильевичу Денисову — председателю горисполкома с 1972 по 1985 год. В новом архитектурном решении были сохранены основные нюансы псевдоготического стиля: стрельчатые арки окон, многочисленные башенки (фиалы), ложные ниши. Вместо традиционной готической розы фасад украшают выполненные ереванскими мастерами часы-куранты. Первое время зал филармонии функционировал как обычная концертная площадка, поэтому для удобства зрителей сцена была оборудована в алтарной части бывшего культового помещения, а наверху, где надлежало быть органу, устроен был зрительский балкон. В 1982 году, через два года после открытия концертного зала филармонии, здесь был установлен орган чешской фирмы “Ригер-Клосс” из города Крнов. Орган имеет три мануала, 3600 труб, объединенных в 44 регистра. Первым исполнителем, давшим органу “путёвку в концертную жизнь”, был Народный артист России Гарри Гродберг. Параллельно с установкой органа была проведена переориентация мест в зале, чтобы зрители могли сидеть лицом к инструменту. Сцена в алтарной части превратилась в амфитеатр. В таком виде зал существует и сегодня, привлекая музыкантов и слушателей великолепными акустическими свойствами. Создаётся впечатление, что звук не нуждается в каком-либо источнике, а может рождаться здесь сам по себе. Этот эффект многократно усиливается, благодаря выразительным и точно найденным пластическим штрихам интерьера.