Больше инфраструктуры, зарплат и адресной социалки. Чего еще ждать от прикамского бюджета
Проект бюджета на 2020 и на период 2021–2022 годов формировался в непростых условиях, отметил губернатор Пермского края Максим Решетников. Среди значимых факторов, оказавших влияние на главный финансовый документ региона, он заострил внимание на федеральных – освобождении от налогообложения всего движимого имущества, увеличении ставки НДС с восемнадцати до двадцати процентов, завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, введении обратного акциза на бензин, отмене контроля за трансфертным ценообразованием. «Все это происходит в условиях реализации национальных проектов и необходимости реализации краевых инфраструктурных проектов по строительству объектов социальной инфраструктуры в образовании, здравоохранении, культуре», – подчеркнул Решетников. Социальная направленность Бюджет сохраняет социальную направленность. В нем зафиксированы индексация мер соцподдержки и увеличение финансирования бюджетных учреждений с прицелом на повышение заработной платы сотрудников. Глава региона уточнил, что рост зарплаты бюджетников составит минимум четыре процента. Но этот показатель может быть больше в зависимости от отрасли и учреждения. Многое зависит от того, как руководство сможет сократить расходы, включая управленческие, и перенаправить высвободившиеся средства на зарплаты. Председатель краевой общественной палаты Дмитрий Красильников выделил значимость индексации мер поддержки: «Увеличен материнский капитал, предоставляется льгота малоимущим на вывоз ТКО. Особо обратил бы внимание на поддержку молодых семей». Аналогичной точки зрения придерживается председатель социального комитета прикамского заксобрания Сергей Клепцин: «На социальный блок приходится более семидесяти процентов бюджета. Это говорит о том, что мы не меняем своих приоритетов. Важно, что помощь носит адресный характер. Так, в документе зафиксирована поддержка многодетных и малоимущих семей, а все социальные выплаты индексируются с учетом инфляции». Рост доходов «В проекте бюджета предусмотрены федеральные дотации в размере 3,7 млрд рублей на выравнивание бюджетной обеспеченности и на сбалансированность. Цифры не окончательные, они будут уточнены ко второму чтению закона о федеральном бюджете. Поэтому в проекте объем нецелевых трансфертов пока существенно ниже того, что мы видим в 2019 году», – рассказала министр финансов Пермского края Елена Чугарина. Она отметила, что текущие годовые налоговые и неналоговые поступления в бюджет края составляют 120 млрд рублей, что на 9,7 процента выше прошлогоднего уровня. И доходы бюджета на плановую трехлетку прогнозируются с учетом роста налогового потенциала. Прирост налоговых и неналоговых поступлений в 2020 году оценивается в 4,4 процента, а в 2021 и 2022 годах соответственно 5,9 и 7,1 процента. Важно, что эти показатели превышают прогнозируемый уровень инфляции. По словам Чугариной, проект отвечает ключевым задачам: обеспечивает устойчивость и сбалансированность бюджета, формирует взвешенную долговую политику и исключает неоправданные риски. Зафиксированный в документе дефицит носит технический характер и, скорей всего, так и останется на бумаге. «В 2020 году дефицит ожидается в районе 4,7 млрд рублей, в 2021 году – в районе 2,9 млрд рублей, а в 2022 году мы планируем перейти на бездефицитный бюджет. В итоге в прогнозируемом периоде относительно 2016 года уровень долговой нагрузки продолжит свое поэтапное снижение», – подытожила министр. Рост расходов Структура расходов краевого бюджета обеспечивает реализацию инфраструктурных проектов. Доля расходов на развитие в 2020 году вырастет до 37 млрд рублей, что на треть больше показателя текущего года. Запланирован рост финансирования всех социальных программ. Инвестиции в объекты соцсферы в плановой трехлетке превысят 35 млрд рублей. Свыше 10 миллиардов выделяется на строительство объектов здравоохранения, 7,5 миллиарда – на школы и детсады, 14 миллиардов – на объекты культуры, 2,5 миллиарда – на спортивные. На четверть, до 8 млрд рублей, вырастут инвестиции в строительство региональных и местных дорог. За три года вливания в задыхавшуюся от хронического недофинансирования отрасль выросли втрое, а к 2022 году расходы на дороги достигнут 10 миллиардов. Объем помощи муниципалитетам по сравнению с 2016 годом вырастет в 2,5 раза. Краевая казан поможет территориям в плановом режиме пережить процесс преобразования муниципалитетов в округа и отмену ЕНВД с 2020 года. Муниципалитеты получат 29 млрд рублей, пятую часть годового бюджета. В бюджете подтверждены субсидии в фонд софинансирования расходов и в проекты инициативного бюджетирования, на строительство дорог, соцобъектов, обеспечение жильем молодых семей, расселение аварийного жилья, благоустройство дворовых и общественных территорий. Федеральные тренды Первый зампред комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам МСУ Игорь Сапко, говоря о прикамском бюджете, отметил, что он выдержан в русле федеральной бюджетной политики. «Предусмотрены индексация всех социальных обязательств, рост фонда оплаты труда работников бюджетной сферы. Главной ценностью является человек, его благополучие, здоровье, обеспечение его социальных гарантий», – пояснил парламентарий. Он подчеркнул, что бюджетная политика региона остается сбалансированной, а сам бюджет направлен на реализацию национальных проектов и развитие – в будущем году инвестиционная составляющая превысит 26 процентов от всех расходов. Депутат Госдумы Игорь Шубин отметил важность акцента на инвестиции в инфраструктуру. «Вложения в инфраструктуру выросли почти втрое по сравнению с 2017 годом. Это оправдано, так как пермяков волнует реализация таких крупных проектов, как зоопарк, галерея, театр, инфекционная больница, строительство и ремонт мостов и дорог. Федеральный бюджет помимо социальных вопросов также сориентирован на инфраструктуру и выделяет огромные средства на софинансирование региональных проектов. Важно, что Пермский край активно участвует во всех доступных программах», – уточнил депутат. По мнению Игоря Шубина, необходимо, чтобы финансовый год стартовал у регионов вместе с календарным, а не во втором или третьем квартале: «При обсуждении федерального бюджета «Единой Россией» мы обозначили Антону Силуанову необходимость подготовить для регионов к началу года все необходимые документы, нормативные акты, методики, бюджетные росписи. Кроме того, было высказано пожелание при софинансировании региональных проектов установить пропорцию 95 процентов федеральных средств и 5 процентов региональных, а не 70 на 30 или 80 на 20, как бывает сейчас. Таким образом у регионов останутся средства на решение своих вопросов». Проект краевого бюджета подписан губернатором и представлен в заксобрание региона. Первое чтение проекта запланировано на 24 октября. Фото:ФедералПресс / Елена Майорова