Георг Отс на сцене "Геликон-оперы"
Приблизительно в этих же словах о спектакле перед премьерой в Москве, в "Геликон-опере" рассказывал продюсер фестиваля и этой постановки Юри Лейтен - "Мы очень рады, что премьера этого спектакля прошла в Эстонии на острове Сааремаа. "Геликон" - первый театр, посетивший фестиваль вторично. Мы очень гордимся тем, что празднуем этим спектаклем столетие со дня рождения Георга Отса и надеемся, что спектакль будет жить в этом театре и укрепит связи между Россией и Эстонией". Чисто формально – это то, что в кино называется "байопик" - биография героя, упакованная в экранное время. Создатели спектакля собрали огромное количество фактов о жизни Отса – с самого начала до конца дней. Но фактически – это признание в любви великому певцу, любимцу не только Эстонии, но и всего СССР. Жанр этого спектакля определить достаточно сложно. Лишь условно его можно назвать мюзиклом, учитывая соотношение музыки, слова и танца. Но по сути, это серьёзный рассказ о жизни Георга Отса, изложенный через "отражённые" реакции действующих лиц – Биографа, в роли которого выступает эстонский артист, солист Национальной оперы "Эстония" Рене Соом и Поклонницы – Хейли Вескус, также оперной певицы. Остальные действующие лица – реальные исторические персонажи. Первая жена Георга, Маргот (Татьяна Раковская), в конце войны убежала на запад с отступающими немецкими войсками с офицером вермахта. Вторая его жена, цыганка Аста (Ксения Лисанская), любила разгульную жизнь и покинула Георга Отса, и когда Отс однажды вернулся с гастролей, из дома вывезено было всё, вплоть до мебели. Его третья жена, с которой он, наконец, нашёл своё счастье, модель журнала мод"Силуэт" Илона Ноор (Майя Барковская). И параллельным сюжетом проходит история с влюблённой в Отса канадской оперной певицей Терезой Стратас (народная артистка России Наталья Загоринская), которая приглашала Отса уехать с ней. И удивительное чувство испытываешь от того, что перед тобой проходит реальная история, в которой участвуют реально существовавшие люди из эпохи, которую ты ещё застал, а Тереза Стратас жива до сих пор. Но самое удивительное – это безукоризненно поставленный спектакль, в котором выверено всё до малейших деталей, вплоть до того, что сразу учтено, что постановка имеет огромный гастрольный потенциал и потому сделана очень компактно по части декораций. Да, это биография и жизнь героя. Но она выражена через музыку, связанную с Георгом Отсом и эмоции тех, кто был с ним тесно связан. В спектакле звучит самая разная музыка – от "Демона" А. Рубинштейна до песни В. Соловьёва-Седого. Есть более или менее яркие номера, и это естественно, потому что такова специфика любой драматургии. Но есть фантастические вершины, такие, например, как Заключительная сцена из "Евгения Онегина", поставленная как бы "поверх" известной записи 1963 года Терезы Стратас и Георга Отса. В исполнении это драматической сцены участвуют одновременно и сценическое воплощение Терезы Стратас в лице Н. Загоринской и Илона (М. Барковская), которые продолжают борьбу за любимого внутри "оперной капсулы" Чайковского-Пушкина-Отса. Сюжетно-драматургическая линия встраивается в музыкальные произведения, звучащие со сцены. Ария Мими в записи Терезы Стратас – и страдания Терезы на сцене, а "Очи чёрные" - иллюстрация-портрет Асты - в исполнении примы-балерины театра Ксении Лисанской, под аккомпанемент уже не фонограммы, а реального оркестра, стал самостоятельным ярким номером, достигнув почти симфонического масштаба. Кстати говоря, на эту проблему обратил внимание прессы и дирижёр-постановщик Валерий Кирьянов: "Очень важно было совместить живое звучание оркестра и фонограммы со звуком голосов из прошлого". И эта задача была блистательно выполнена, тем более, что она осложнялась ещё и тем, что артисты на сцене работали с подзвучкой и соблюсти баланс оркестра, фонограммы, речи и вокала было незаурядной проблемой для звукорежиссёра, а для дирижёра, вероятно, дополнительной задачей было создание оркестрового тембра, максимально приближенного к звуку фонограмм пятидесятых – шестидесятых годов. Спектакль в основном построен по законам мюзикла, а мюзикл требует нескольких кульминаций, за которыми должны следовать аплодисменты зала. И одной из них стало совершенно невероятное исполнение "Вальса Сааремаа", песни, которую Георг Отс сделал знаменитой ещё в далёком 1949 году. В принципе, это непритязательный лендлер, вальс, который написал близкий друг Отса Раймонд Валгре и просил исполнить эту песню, просто чтобы помочь автору слов Деборе Вааранди, которую в то время не печатали. Но эта простая песенка про остров Сааремаа поставлена в спектакле так, что она стала гимном, она воплотила любовь к родине, к своей стране. И уровень аплодисментов зала соответствовали этому совершенно новому масштабу песни. "Вальс Сааремаа" подчеркнул одну из существенных линий спектакля – любовь Георга Отса к своей земле, к Эстонии. В спектакле неоднократно проходит мысль о том, что Отс мог существовать только в Эстонии, что в гастрольных поездках ностальгия была доминирующей эмоцией. И это лишь оттеняло невозможность уехать с Терезой. Ностальгия не с одним человеком сыграла злую, а подчас и смертельную шутку. Уж в России-то это хорошо известно. Нет, помимо ностальгии автор сценария Марина Скалкина обозначила ещё один мощный стимул, не позволивший Георгу Отсу уехать – это персонаж под названием Агент КГБ. Он довольно успешно проходит почти через весь спектакль в исполнении Алексея Исаева, который до отвращения убедительно исполняет эту роль. Недаром вслед за диалогом Биографа, который в этот момент становится практически тенью Георга Отса и Агентом КГБ идёт "Хор убийц" из оперы "Макбет" Дж. Верди. Конечно же, совершенно невозможно было обойтись без арии Мистера Икс из "Принцессы цирка", фильма по оперетте Кальмана, в котором Мистер Икс стал чуть ли не более реальной фигурой, чем сам Георг Отс. Спеть вместо Отса? Это невозможно. Оставить фонограмму?.. И арию Мистера Икс поёт хор, позади которого идут знакомые каждому кадры из фильма и визуализированная звуковая дорожка. Хочется ещё раз повторить – из всех режиссёрских и постановочных возможностей, из чисто психологических возможных решений не было упущено ничего. Начиная с участия эстонских актёров, ведущих роли на эстонском языке, что выводило на абсолютный уровень реализма в ощущении у зрителя, до арки от исполнения "O, sole mio" детским голоском в сцене, когда в семье Отсов Сеньора Аббати (заслуженная артистка России Лариса Костюк) пророчит маленькому Георгу большое будущее, до "O, sole mio" в конце спектакля в сцене с уже смертельно больным певцом. И даже финал фантастически точно выверен – когда спектакль заканчивается одной из визитных карточек Георга Отса, песней А. Островского "Солнечный круг", в которой гэбэшник, приложив руку к фуражке, поёт вместе со всеми героями спектакля и это выглядит абсолютно естественно в этот момент. Независимо от того, каких взглядов придерживается зритель в зале. А в зале "Стравинский" "Геликон-оперы" был самый разный зритель, и от всех я слышал только самые восторженные слова. И видел любовь к Георгу Отсу.