Следствие ведут сериалы - Детектив на российском ТВ превратился в фильм ужасов
Визитной карточкой нашего телевидения в последнее время стали сериалы про раскрытие преступлений различными силовыми структурами. Главные действующие лица – следователи, полицейские, эксперты. В общем, повсеместно на телеэкране «следствие ведут знатоки». Но расследование чаще всего затмевают «ужасы». Например, как лучше спрятать десятка два трупов – целый туристический лагерь, отравленный владельцами турфирмы алкоголем с метанолом; как школьнице отравить газом всю свою семью – отца, бабушку и мачеху; как выкрасть ребёнка, как лучше спрятать наркотики, как создать преступную группировку и многое другое. А если вы хотите узнать, как выглядят человеческие внутренности, увидеть мертвецов в морге или оторванную голову крупным планом – вам к экрану телевизора. Всё это российский телезритель может видеть начиная с 19 часов. То есть сразу после работы. Так, на Пятом канале аж до полуночи можно смотреть нон-стоп сериал «След» про вымышленную силовую структуру – Федеральную экспертную службу (ФЭС). В выходные дни трупы в лабораториях ФЭС мелькают на экране с 10.15 и до полуночи. А до этого с 5 утра без перерыва идут детективы. Где больше трупов? В истории отечественного телевидения самыми продолжительными – по эфирному времени и по продолжительности серий – были несколько детективных сериалов. С начала 70-х и до 1989 года первым в этом списке был цикл «Следствие ведут знатоки». Основная часть сериала состоит из 22 фильмов («уголовных дел»). Телесериал был создан по инициативе тогдашнего министра внутренних дел Николая Щёлокова, который хотел «очеловечить» образ советского милиционера, а также провести разъяснительную работу, направленную на профилактику преступности. В 1998 году этот рекорд побил сериал «Улицы разбитых фонарей» («Менты»). Он повествовал о буднях сотрудников милиции, впоследствии полиции. Каждая серия – детективное расследование. Какое-то время это был самый продолжительный по времени в эфире сериал на российском ТВ. Именно его и решили «переплюнуть» создатели «Следа». Им это удалось. Простоватых ментов сменили интеллектуальные и вежливые эксперты. Идею этого сериала приписывают гендиректору Первого канала Константину Эрнсту. «След» действительно долгое время транслировался по Первому. С 2011 года премьерные серии этого бесконечного детектива показывает Пятый канал. Специально для съёмок был построен футуристический съёмочный павильон, изображающий офис ФЭС: лаборатория, переговорная комната, допросная, морг, тир. В штате этой сказочной супермощной федеральной структуры – следователи, доктора медицинских наук, судмедэксперты, патологоанатомы, программисты, хакеры, оперуполномоченные, специалисты по баллистике, химики, биологи – всех не перечесть. Все они одинаково умные, бесстрашные и неподкупные. Названия у серий громкие: «Разыскивается труп», «Смерть не обманешь», «Людоед», «Перстень жены наркомана», «Мелодия смерти» и т.д. Счёт сериям, кажется, уже перевалил за три тысячи. И каждая серия похожа на своего рода «пособие» по совершению преступления. Кстати, летом сразу за «Следом» Пятый канал показывал ещё один детектив про убийства и грабежи – «Великолепная пятёрка». Сериал про молодых, красивых, честных и преданных своему делу сотрудников полиции, которые раскрывали все подряд преступления. А после этого шёл «Глухарь» с Максимом Авериным, который с неизменным успехом ловил бандитов, воров и убийц, одновременно находясь в романтических отношениях со своей непосредственной начальницей в погонах… «Свидетели» наступают на «След» Другие телеканалы не отстают. Так, у сериала «След» недавно появился конкурент: на НТВ идёт детектив «Свидетели», в котором за расследование преступлений берутся агенты Следственно-аналитического управления, или САУ. Команда суперпрофессионалов занимается розыском преступников и криминалистической экспертизой. Сотрудники САУ изучают улики, строят доказательную базу, опрашивают свидетелей и проводят очные ставки в высокотехнологичном офисе, оборудованном по последнему слову техники. Зрителю как будто усиленно пытаются внушить с экрана: бюджетные траты на силовые структуры идут не абы на что, а на всё это невероятное оборудование. Например, в распоряжении сотрудников САУ не только допросные комнаты и камеры заключения, но и целая научная лаборатория, а также сканеры, тепловизоры, датчики движения, аппараты для изучения психофизического состояния и новейшие детекторы лжи. Агенты могут обнаружить на месте преступления не только отпечатки пальцев, но и следы электронных устройств, которые находились в момент убийства на этой территории. Ну просто сказка! И конечно же каждое дело этой команды суперпрофессионалов – интеллектуальная головоломка, которую не под силу решить рядовому гражданину. «Невозможно представить сегодня российский фильм о том, как общество способно что-то сделать само. В новейшем кино ещё и настойчиво внушается мысль о принципиальном бессилии общества: «сами вы ничего не можете, вы только всё испортите». Пример – социальный триллер «Отрыв» о том, как застрявшие в вагончике фуникулёра туристы, вместо того чтобы сообща спасаться, передрались между собой и почти все погибли», – отмечает кинокритик Андрей Архангельский. Секрет популярности Откуда же пошла мода на сериалы про силовиков? В 90-х страну накрыла волна преступности. Позже, к концу 1990 – началу 2000-х, из обычных бандитов сформировалась мощная иерархическая система. Бандиты напрямую влияли на политику и жизнь в стране. Тогда же и вышли два культовых сериала: «Бандитский Петербург» и «Бригада». Бандитов нужно было облагородить. А порой даже пожалеть. Так появились «Мусорщик» и «Бумер». Но вскоре бандитская тематика сошла на нет. Просто государству нужны стали «менты», которых люди должны были воспринимать как героев и защитников, при этом «своих в доску». В чём же секрет нынешней популярности новых сериалов о представителях силовых структур? Политолог и журналист Иван Щёголев высказывает такую версию: «Образ полицейского нашёл себе поклонников среди высшего, среднего и низшего классов нашего общества. Для каждой из этих групп они решали разные задачи. Начнём снизу. Для городских и особенно сельских низов карьера полицейского – один из немногих надёжных социальных лифтов. Куда податься, если заводы и колхозы закрыты или находятся на грани развала? В этом плане создание положительного образа полицейского – вполне объективный социальный заказ… Что касается верхушки нашего общества, то здесь всё ещё проще: никогда не вредно создать выгодный образ защитников своих богатств или партнёров по бизнесу, честному и не очень. Рынок массовой культуры, включая его «криминальный» сегмент, является к тому же неиссякаемым источником прибыли», –считает Иван Щёголев. Есть и ещё одно обстоятельство: несмотря на то, что раскрываемость преступлений в стране растет, определенная их часть остается не раскрытой. Совсем свести на нет этот покакзатель решили в телесериалах? И напоследок одно наблюдение. Как уже сказано выше, на смену «своим в доску» простоватым парням в российский криминальный сериал пришли интеллектуалы и женщины – руководители силовых структур. Ведущие сотрудники, включая патологоанатомов, все сплошь интересные блондинки. А на место преступления и вовсе выезжают какие-то топ-модели в форме. О таких плохо подумать у рядового телезрителя и мысли не возникнет. Возможные последствия непрерывного показа сцен убийства, насилия и работы «экспертов» с трупами прокомментировал психиатр-криминалист, доктор медицинских наук Михаил ВИНОГРАДОВ: – Люди должны знать, какие бывают преступления, чего стоит опасаться, но смаковать это и тем более показывать сцены в морге нельзя. Говорить о распространении какого-то вида преступлений в целях профилактики можно и нужно, но это должны делать специалисты в форме предупреждения. Показ работы патологоанатома по телевидению, с моей точки зрения, неприемлемый факт. И ещё один момент. Кто-то, увидев по ТВ механизм совершения преступления, может использовать его в жизни. А другие люди, склонные к депрессиям, паническим атакам, могут просто начать бояться выходить на улицу. Инструкция по совершению преступления, показанная по телевидению, – это недопустимо!