Войти в почту

От цифрового «цирка» до сервисного государства

В каждом субъекте РФ — десятки ведомств, отвечающих за огромный объем данных и выполнение похожих функций. При этом переход на цифру здесь происходит неоднородно, каждый регион и даже муниципалитет изобретают свою собственному систему со своей техподдержкой, закладывая в нее свое финансирование. Получается пестро и весело, но не всегда эффективно. Этот «цирк» нуждается в здравом смысле. Тем паче что существует масштабный нацпроект «Цифровая экономика». Увы, как это часто бывает с нацпроектами в наше время, никто четко не знает, «куда и зачем» вкладывать ресурсы. А с критериями эффективности у цифровизации вообще беда. Ее аршином общим не измерить. О централизованном подходе к цифровой трансформации, хотя и достаточно осторожно, упоминали на недавней конференции «ИКТ в госсекторе», организованной CNews. Один из ключевых вопросов: как идет разработка «сквозных» технологий цифровой экономики? К сожалению, этот вопрос так и остался риторическим. Регионы представили свои успехи, а поставщики – свои услуги. При этом «сквозная» сущность российской цифровизации так и осталась не пойманной. Искренние попытки обнаружить смысл цифровизации все же были. Наиболее четко идея внедрения сквозных технологий прозвучала в докладе Артура Усманова, директора Центра информационных технологий Тюменской области. — В любом случае мы уйдем от того, что каждый регион и каждый муниципалитет создают одни и те же продукты. Конечно, этого не надо делать. Концепция создания опорных ЦОД для государственных систем и концепция единого гособлака должны помочь, – выразил надежду специалист. – Для того, чтобы достичь положительного эффекта от автоматизации, недостаточно просто дать ведомствам некую электронную систему для набивания информации. Мы понимаем, что самое главное в цифровизации – это граждане. При умном выстраивании системы возникает феномен «сервисного государства», которое повышает уровень и качество жизни людей за счет услуг, помогая реализовывать их права. Исходя из этой логики, некоторые регионы уже начали создавать сложные информационные продукты, в которых замкнуты все типы социальных услуг. Сквозные технологии не имеют альтернатив, когда речь заходит о системе закупок и финансовой отчетности. Здесь эклектика недопустима. Об этом в своем докладе сообщила Наталья Гвоздева, начальник Управления развития информационных систем Федерального казначейства: – Мы активно развиваем и совершенствуем платежную систему, но это не единственная функция Казначейства. С прошлого года по решению Правительства РФ Казначейству переданы полномочия по ведению бухгалтерского учета официальных органов власти и казенных учреждений. Перевод на единую бухгалтерию должен быть закончен в течение 2 лет. Развивается и совершенствуется система «Электронный бюджет». В качестве основы была выбрана платформа 1С. Электронный документооборот позволил существенно разгрузить работу органов власти и повысить ее эффективность. Работа с базами данных подразумевает не только хранение, но и анализ информации. В том числе, по словам Натальи Гвоздевой, это и информация о собственности чиновников: у кого самая дорогая недвижимость и предметы роскоши. В каждом федеральном органе власти хранится информация похожего типа. Это требует создания консолидированных электронных систем. Видно, как это работает на примере более-менее успешной попытки создания в России единой медицинской базы данных. Именно сквозной (равно) = централизованный подход позволяет оптимизировать оказание услуг в разных организациях. И только централизация дает возможность управления системой. Можно сравнить себестоимость оказания услуг в разных медучреждениях, установить причины, обнаружить кадровые, управленческие и другие дефекты. Государственные порталы могут постепенно преобразовываться в комплексные сервисные службы, в работу которых будут вовлечены в том числе и коммерческие организации. Также централизованный подход позволит улучшить взаимодействие разных уровней и ветвей власти. Определение и перечень сквозных технологий В рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) сквозные технологии были определены как ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков. По сути же, к сквозным относятся те технологии, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной премьер-министром России Дмитрием Медведевым в 2017 году и к 2019 году уже не действующей, был приведен перечень основных сквозных цифровых технологий: большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей. Предусматривается изменение перечня таких технологий по мере появление и развития новых технологий. Автор: Андрей Троянский

От цифрового «цирка» до сервисного государства
© Цифровые Закупки