«Игра в класски». Часть 7 - 32-я ММКВЯ прошла на ВДНХ 4-8 сентября
В старейшем книжном форуме Восточной Европы приняли участие 33 страны. За время ее проведения состоялось более 400 мероприятий: автограф-сессии, презентации ярких книжных новинок, публичные дискуссии и круглые столы. К примеру, на одном из таких круглых столов в прошлом специалисты отметили, что в полку детских классиков прибыло. Решили, что книги о Гарри Поттере вполне могут считаться обязательными на детской полке. В общем, детская, научная и развивающая литература представляют собой те сегменты издательской продукции, которые с каждым годом растут в наименованиях и в тиражах. «Наша Версия» не в первый раз поддерживает выставку информационно. Мы также писали о трудностях и достижениях современной российской книжной индустрии. Расскажем вам о некоторых ярких моментах 32 ММКВЯ, глазами посетивших выставку наших корреспондентов. Например, издательство «БОМБОРА» было представлено креативным стендом. Главным лейтмотивом в его оформлении стала Япония. Мотивы в оформлении стенда и фотозоны напоминали Большую Волну в Канагаве, которая также стала темой для обсуждения на стенде в формате Public Talk «Большая волна в Канагаве. Япония - как яркий тренд в Non-fiction». В дни выставки можно было послушать, как «звучит» океан книг. Именно под таким слоганом была размещена оригинальная «выкладка» стенда: ракушки, прикреплённые к стене маяка, которые можно было снять и послушать основные бестселлеры издательства: «Ни Сы», «Краткие ответы на большие вопросы», «Продавец обуви» и другие. Под ракушками были помещены QR-коды для скачивания аудиокниги на своё устройство. Многие посетители стенда отмечали оригинальность идеи, слушали книги и с удовольствием фотографировались с ракушками. На стенде «БОМБОРЫ» прошло множество интересных мероприятий: Например, винный эксперт Елена Куликова представила свою книгу «Сам себе сомелье», которая уже успела стать бестселлером. Что, на наш взгляд, совсем не случайно. Так как каждый день сотни людей задаются вопросами: «Какое вино купить?», «Где покупать?», «Какие вина, с какой едой сочетаются?», «А оно не порошковое?». Все ответы на них можно найти внутри книги. Произведение путем простых пошаговых действий поможет разобраться в мире вина. Уже после ее прочтения, смотря только на этикетку бутылки, вы научитесь понимать, какого вкуса будет вино, сможете выбирать вино в ресторане, сумеете подобрать вино к еде, перестанете терять деньги, покупая плохое вино, и не будете «плавать» в винных терминах. Автор — обладатель диплома международной винной школы Wine and Spirits Education Trust, работает винным консультантом более десяти лет, подбирает винные портфели, составляет карты баров, занимается подборкой вин на свадьбы и другие праздники. Александр Демидов с презентацией книги «Квартет Я» собрал немалое количество поклонников, его автограф-сессия длилась без малого час. Долгожданная новинка Софьи Багдасаровой «Воры, вандалы и идиоты» также эксклюзивно продавалась на ММКВЯ. Автор «50 смертных грехов в русском языке» – Учитель русского языка впервые публично предстал перед читателями. До этого никто не знал личность автора популярного телеграм-канала. Ольга Савельева, Сергей Рязанский, Протоиерей Андрей Ткачев собрали рекордное количество людей на встречах, несмотря на то, что их книги не были новинками для читателей. Новая книга редактора отдела «Культура» нашего издания, крафтового эксперта и историка субкультур Романа Егорова под названием «Российский крафт. Великая крафтовая революция» (редакция «Хлеб&Соль») была также презентована в один из дней выставки на стенде издательства. В ее рамках состоялась публичная дискуссия между пивоварами из пивоварни «Варяг» Ярославом Илюхиным, «Grenader Brewery» Анатолием Семенцом, пивным сомелье Юрием Сусовым, писателем Александром Петроченковым на темы истории и непростых путей развития крафта, прото и пост-крафта в России. Был дан краткий анализ тенденций данной субкультуры, упомянуты интересные напитки Комбуча, Зельцер и безалкогольные сорта крафта, которые сегодня также становятся востребованными у многих поклонников темы, ориентированными на ЗОЖ. «Больше ни у кого не остается сомнений в том, что Москва – это литературный город, Россия – читающая страна, а ММКВЯ – крупнейшая мировая книжная ярмарка. И я уверен, что с пустыми руками отсюда не уйдет никто», – так высказался на открытии выставки специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он также напомнил, что в этом году ММКВЯ впервые проходила в сотрудничестве с Болонской ярмаркой детской книги (BCBF). Центральное место в павильоне занимала выставка «Нарисованные миры. 1001 выдающаяся детская книга со всего мира в Москве», куратором которой стала один из крупнейших экспертов по детской литературе, автор программ BCBF Грация Готтти. Еще одним новшеством стал трехдневный образовательный марафон для молодых иллюстраторов, который подготовила итальянская школа MiMaster. Мэр города Болонья Вирджинио Мерола (Италия) рассказал, что сотрудничество двух крупнейших ярмарок – Московской и Болонской – началось 15 месяцев назад. «Мы подготовили очень насыщенную профессиональную программу. Но главное, что благодаря нашей общей работе появится новая международная детская книжная ярмарка, которая впервые пройдет в России в 2021 году», – отметил Мерола. Программу Республики Беларусь, которая в этом году стала почетным гостем ММКВЯ, на открытии книжной ярмарки представили министр информации РБ Александр Карлюкевич и госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. По их словам, белорусские издательства привезли в Москву «более тысячи наименований художественных и документально-исторических книг». В свою очередь директор департамента правительственных связей эмирата Шарджа (ОАЭ) шейх Фахим бин Султан Аль-Касими выразил благодарность российской стороне за приглашение и напомнил, что культурное сотрудничество между Россией и эмиратом Шарджа длится уже более 47 лет. Из других сообщений пресс-службы выставки отметим, что «Гран-при Национального конкурса «Книга года-2019» получила книга «О Данииле Гранине: Воспоминания», выпущенная к 100-летию со дня рождения именитого писателя. Даниил Гранин прожил сто лет (1917-2017 гг.). Он известен как советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель, участник второй Мировой войны. Гранин вошел в историю литературы, написав более 60 книг и более 10 киносценариев. Книгу о нем выпустило петербургское издательство «Вита Нова». Автором сборника «О Данииле Гранине: Воспоминания» стала дочь писателя – Марина Чернышева-Гранина. Книга объединила воспоминания друзей и единомышленников писателя. Церемония награждения состоялась 4 сентября в Театральном центре «На Страстном». Ведущей вечера выступила актриса театра и кино Алиса Хазанова, творческие номера подготовили артисты Мастерской Дмитрия Брусникина, церемонию завершила группа «Альянс», исполнив свой бессмертный хит «На заре». Участие в ежегодном Национальном конкурсе «Книга года» в целом приняли 110 издательств. Они представили «на суд» компетентного жюри свыше 400 книг. Конкурс «Книга года» был учрежден в 1999 году для поддержки российского книгоиздания. ММКВЯ – место для общения. Здесь можно встретить и послушать известных писателей и публицистов, среди которых найдется место самым разным именам (о которых мы не раз упоминали в наших литературных обзорах, в том числе совместно с «Библио-Глобусом»). Например, Яне Вагнер, Михаилу Веллеру, Владимиру Познеру, Дмитрию Быкову, Эдварду Радзинскому и др. А также купить книги со скидками от издательств и книжных магазинов. Одни из самых крупных стендов на нынешней ММКВЯ были у сетей книжных магазинов. К примеру, у сети «Читай-город». Приведем некоторые высказывания Генерального директора сети «Читай-города» Михаила Иванцова, которые он дал в интервью обозревателю РИАМО Ольге Швенк. К примеру, Иванцов так обрисовал тренды книжной индустрии и потенциал развития сети в Московской области: «В РФ и за рубежом объем чтения вырос колоссально. Учитывая наличие гаджетов, люди практически все время читают. В силу требований времени, где информация – большая ценность, они хотят быть на волне. Никаких радикальных перемен в структуре спроса не происходит. Наиболее устойчивый формат – детский, который был драйвером и рос опережающими темпами в последнее время. По художественной литературе сменились профили потребления – развлекательная литература уходит в электронные книги. Электронный формат развивает тираж, но и в бумажном виде книга чувствует себя нормально. Хорошая деловая литература начинает продаваться в обоих форматах сразу». По мнению Михаила один из современных трендов состоит в том, что «люди понимают необходимость знаний, чтобы быть успешными. Поэтому активно востребована так называемая мотивационная литература, которая рассказывает о том, как строить свою жизнь и работу в разных сферах. Вокруг этих книг появляются онлайн-курсы, группы в социальных сетях. Какие-то форматы постепенно уходят. Например, энциклопедии проигрывают интернету, тема путеводителей испытывает давление, так как в интернете можно найти не только советы туристов, но и карты. Подавляющее число покупок, даже в США, читатели делают в магазинах, а не в интернете. Конечно, у книжных магазинов есть определенные сложности, так как они продают бумажный формат. Это даже не конкуренция с электронным форматом, а покупки через интернет. Но выясняется, что в интернет уходят покупки целевые. А чем более книга требует эмоции, импульса, тем лучше она будет продаваться в физическом ритейле. Трудности есть у тех, кто не меняется и не перестраивается. Интересный тренд – арендодатели в Америке начинают вместо банков помогать ритейлерам решать их финансовые проблемы. Для них ритейлеры – кормильцы. Они понимают, что спасение утопающих -дело рук сами утопающих. Если говорить о России, мы можем открыть еще много книжных магазинов, но у нас есть проблема с торговыми центрами, так как в советское время никакого внимания торговле практически не уделялось». По развитию сети «Читай-город» в Москве и Московской области ситуация по словам Михаила «относительно хорошая. У нас 71 магазин в Москве и 50 в Подмосковье, но даже здесь есть сложности. Мы представлены в крупных городах Московской области, но у нас все еще нет магазина в Электростали, Лыткарине, Солнечногорске, в Рузе, Шатуре: там явный недостаток коммерческой недвижимости. Но мы постоянно мониторим ситуацию на рынке, как только появляется возможность, сразу ее используем. Например, в прошлом году в Селятино, это поселок с населением 13 тысяч человек, построили небольшой торговый центр, и мы там открыли книжный. Еще 10-15 магазинов в обозримом будущем мы планируем открыть в крупных городах Московской области. Если будут строиться новые торговые центры, то магазинов может стать еще больше». По продажам среди авторов Иванцов выделил следующие имена: «Медину Мирай и ее книгу «Воскресни за 40 дней», Григория Служителя – автора книги «Дни Савелия», Алесю Казанцеву с книгой «Режиссер сказал: Одевайся теплее, тут холодно», Ану Шерри («Я подарю тебе крылья»). В списке новых зарубежных авторов – Кевин Кван и его «Безумно богатые азиаты», Алекс Михаэлидес («Безмолвный пациент») и Адриана Мэзер («Как повесить ведьму»). Он вновь отметил рост интереса аудитории к жанру нон-фикшн. «В Москве лидируют «Хочу и буду…» Михаила Лабковского, «Мятная сказка» Александра Полярного и «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона. В Московской области в рейтинге лучших продаж есть свои предпочтения – в Наро-Фоминске раскупают «НИ СЫ» Джен Синсеро и «Вальс гормонов: Вес, сон, секс, красота и здоровье, как по нотам» Натальи Зубаревой, в Красногорске читатели любят такие книги, как «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной и «Подсознание может все» Джона Кехо. В Подольске читают «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери, «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга, в Дмитрове – «В метре друг от друга» Рейчел Липпинкот». По итогам выставки не можем не отметить то, что для огромного большинства людей произведение остается соблазнительным, лишь, поскольку в нем просвечивает мироощущение литератора. Между тем мироощущение для писателя – лишь одно из орудий и средств, как молоток в руках скульптора (которым он по Родену в лучшем случае «отсекает все лишнее»). Единственно реальное - это само произведение! Но чего же хотят современные писатели и особенно поэты? Признания, существования, как высшей формы самолюбования художника, открытия неких других «крафтовых» и непознанных в силу различных обстоятельств «пластов» реальности или чего-то другого? Когда вы говорите с литератором о действительности, он подчас горько усмехается, потому что знает бесконечно более убедительную действительность литературы, как разновидности искусства работы со словом. Поэтому не будет большим превеличением сказать, что «реальностью» в литературе было и остается, слово «как таковое». К примеру, излагая свою мысль в точной, но отнюдь не поэтической форме, мы говорим, в сущности, сознанием, но не словом. Глухонемые отлично понимают друг друга. Железнодорожные семафоры выполняют весьма сложное назначение, не прибегая к помощи слова. Таким образом, если смысл считать содержанием, все остальное, что есть в слове, приходится признать элементом, затрудняющим быстроту передачи мысли. Но всегда ли нужна такая быстрота ее передачи? Ведь слово «как таковое», словно крафт (как явление уникальное), рождалось медленно. Постепенно, один за другим, все элементы слова «втягивались» в понятие формы. Ошибается тот, кто до сих пор лишь сознательный смысл почитает содержанием. Слишком часто мы упускаем из виду, что писатель или поэт может возводить явление в десятизначную степень. Тогда скромная «внешность» произведения нередко обманывает вас относительно чудовищно-уплотненной реальности, которой оно обладает. Соответственно, дальнейшие вопросы, которые может возникнуть перед читателями, будут из разряда - а может ли литература являться сегодня крафтовой, в смысле уникальной и неповторимой? Или мы будем продолжать иметь дело с тысячами графоманских изданий, которые, по сути, говорят об одном и том же, но разными словами? И будет ли являться понятие «крафтовости» (если брать для сравнения пивоварение или музыку) искусством или ремеслом? Ответа нет и судить здесь не возьмусь, так как еще в середине 19 века знаменитый писатель В. Соллогуб в повести «История двух калош» так описывал разговор о реалиях тогдашнего шоу-бизнеса преспевающего настройщика роялей с музыкантом по фамилии Шульц: « - Я думал, - подхватил Шульц, что для искусства не нужно моды. – Помилуйте! Бросьте ваши предрассудки! Мы живем в веке поддельном. Ныне под все можно подделаться, даже под искусство. – Как это? – спросил Шульц. - А вот как: искра, падшая с Неба, мала: не в каждомсердце она загорится, не каждому душу она осветит; а механизм дается всякому, у кого только рука да воля. Мы доживаем до того, что искусство делается ремеслом, скоро оно станет ниже ремесла! Немногие умеют их отличать друг от друга!». Вот такая «Игра в классики» и не только она одна…)). Как говорится в одном стихе: «Все знают, как надо жить. Все знают, как надо пить. Задам вам одну загаду! Но много ли среди людей тех, кто живут (и пьют) как надо?..». Собственно об этом мы и порассуждаем с вами, уважаемые читатели, в дальнейшем, в преддверии проведения в декабре большой и многим известной выставки NonFiction, переехавшей в 2019 году из ЦДХ в Гостиный Двор, о которой мы также не раз писали. «Наша Версия» поддержала 32 ММКВЯ информационно. Редакция выражает признательность за аккредитацию Светлане Сухановой и Екатерине Скорондаевой. Фотографии – автора и пресс-службы ММКВЯ. Фотографии обложки книги «Сам Себе Сомелье» и стенда «Бомбора» предоставлены издательством «Хлеб&Соль».