Зачем Петербургу Art Weekend как в Берлине и кто его делает?
5 и 6 октября пройдет первый не только в городе, но в России art weekend: галереи и арт-пространства подготовят специальные выставки, лекции и экскурсии, а художники откроют двери мастерских. В Берлине такие выходные с искусством собирают до 30 тысяч человек. «Собака.ru» поговорила с директором Северо-Западного филиала ГЦСИ Марией Катц, команда которой готовит art weekend, о том, как продвигать локальное искусство и как искусствоведы кооперируются с бизнесом. Год назад вы пришли в филиал ГЦСИ и теперь у нас есть фестиваль современного искусства в Кронштадте, еженедельные лекции в красивом офисе с видом на Мариинский театр, а в октябре пройдет Кураторский форум для профессионального сообщества и Art weekend для широкой аудитории. Чем вы занимались до этого? Моя карьера в искусстве началась в галерейном бизнесе — я пришла стажером к Марине Гисич еще студенткой. Вместе с ее галереей ездила на европейские и американские арт-ярмарки: Arco Madrid, Vien Nafair, Art Paris, Istanbul Contemporary, Volta NY и Art Miami. И постепенно открыла для себя мир рынка современного искусства — колоссальной индустрии, в которую вовлечены музеи, фонды, коллекционеры. Я увидела как показывают качественное искусство, как встраиваются в международный процесс петербургские художники. Затем я помогала в запуске новой галереи в Екатеринбурге, три года работала ее арт-директором — так познакомилась с Алисой Прудниковой, комиссаром Уральской индустриальной биеннале и директором по региональному развитию РОСИЗО- ГЦСИ. Через несколько лет она предложила мне возглавить филиал в Петербурге этой структуры, занимающейся на государственном уровне продвижением современного искусства. И я согласилась. Здесь нужны менеджерские качества и понимание сущности художественного процесса. Два в одном — сложное сочетание. Придумывая петербургский Art weekend вы вдохновлялись Берлином, где аналогичное событие собирает до 30 тысяч человек ежегодно? Да, но не только Берлином, но и Осло, Парижем и другими столичными городами, где благодаря таким акциям весь город начинает жить современным искусством: везде происходят вернисажи, встречи с художниками, можно зайти в мастерскую, пойти на лекцию куратора. Идея арт-уикэнда в Петербурге уже появлялась, но только среди галерей она не могла прорасти — их слишком мало, а за последние десять лет появились альтернативные арт-пространства. Мы собрали разноплановые петербургские площадки на одну карту: галереи Anna Nova и Marina Gisich Gallery соседствуют с андерграундными местами вроде FFTN или Kunsthalle nummer sieben. Мы понимаем, что вряд ли гость нашего проекта пройдет по всем точкам, которые мы нанесем на карту площадок арт-уикэнда — она будет нами напечатана и также доступна на сайте curatorialforum.art/artweekend. Но выбрать один из маршрутов, пройтись самостоятельно или выбрать арт-медиацию и проехать его на специальном автобусе — почему нет? Петербург все-таки не Берлин, вы уверены, что Art weekend будет интересен нашей публике, весьма консервативной? Петербургу не стоит прибедняться. На наш фестиваль «Впередсмотрящий / The lookout» в Кронштадте на Форте «Константин» — с выставкой в бывших батареях и электронной музыкой — доехало 5 тысяч человек за два дня, а это удаленная точка. Мы не ожидаем колоссального успеха, 20 000 гостей в первый же год, но даже если 5 тысяч человек посетит Art weekend — будет отлично. В Петербурге живет шесть с половиной миллионов человек, на два миллиона больше, чем в Берлине, кстати. А количество туристов с каждым годом растет. Арт-уикэнд для всех желающих вы делаете в рамках Кураторского форума для профессионалов. Зачем он нужен? У нас четкая программа: мы хотим, чтобы это мероприятие привлекло и петербуржец, и москвичей, и западную аудиторию. Люди приедут и увезут с собой знания о востребованных петербургских художниках — Виталии Пушницком, Кериме Рагимове, Владмире Кустове, Владе Кулькове, Семене Мотолянце и многих других. Мы знаем, что у нас классные, невероятные авторы, но закапсулированные в своих студиях — поэтому далеко не все кураторы, руководители фондов о них не слышали. Я вас уверяю, в городе достаточно художников, которые заинтересуют международное сообщество. Они уже сейчас попадают в музейные коллекции в России и в собрание Центра Помпиду. Наша мечта, чтобы каждый куратор, который приедет выступать на форум или участником-слушателем форума, чтобы каждый нашел для себя автора, с которым он в будущем будет работать. Работая с как с профессиональной кураторской аудиторией, мы понимаем, что и студентов профильных вузов, музейных сотрудников, искусствоведов и людей творческих профессий так много в Петербурге и им всем полезно и интересно узнать современную арт-сцену, что Art weekend станет действительно массовым мероприятием. Сейчас культурные институции находятся в таком положении, что им необходима помощь частного бизнеса. Господдержки мало для организации фестиваля или форума. Вы выстраиваете отношения с бизнесом? Сейчас культурные институции находятся в таком положении, что им необходима помощь частного бизнеса. Например, фестиваль на Форту Константин прошел при 50%-ной поддержке АО «Третий парк», которому принадлежит это сооружение. Одно дело, когда он ассоциируется в основном с местом празднования дня ВМФ и совсем другое, когда журналисты пишут: форт — это культурное наследие ЮНЕСКО, которое переосмысляют художники и делают выставку. У представителей бизнеса есть запрос именно на работу с современными авторами. Они же читают прессу, путешествуют, видят, что происходит в мире, поэтому хотят быть вовлеченными в процесс актуального искусства. Другой вопрос — насколько мы действительно можем найти взаимные интересы, когда делаем мероприятие. Сейчас мы совместно с АО «Третий парк» в программе Art Weekend в рамках Кураторского форуму будем делать art-bus — автобус, тюнингованный художником. Мы ведем фандрайзинг через стороннюю организацию, потому что я не могу просить искусствоведа заняться спонсорским пакетом. А профессионалы одинаково успешно продают и условный фестиваль музыки, и проекты с современным качественным арт-контентом. Кураторский форум и Art weekend, которые пройдут c 3 по 6 октября, — совместный проект Северо-Западного филиала ГЦСИ и Творческого объединения кураторов (ТОК). ГЦСИ каждую неделю устраивает лекции и artist talks в своем пространстве на Театральной площади, а зарубежных художников приглашают в арт-резиденцию в Кронштадте. ТОК внедряет кураторские практики в социальную сферу — например, разрабатывало музей для петербургской школы №53. 5 вещей, которые нужно сделать во время Art weekend 1. Пройтись по мастерским петербургских художников с арт-медиатором Студия медиахудожника Ильдар Якубова на заводе в районе Горного института, мансарда графика Александры Гарт с живыми голубями или «алхимическая» лаборатория Петра Швецова? Записывайтесь на тур по мастерским важных современных художников тут. 2. Проехаться на арт-автобусе по северо-восточной окраине города Пора разрушить стереотип о том, что искусство живет только вблизи Эрмитажа и Русского музея. Музей стрит-арта, ДК Громов, пространство Бенуа 1890 рядом с космическим НИИ робототехники и технической кибернетики — между новыми достопримечательностями будет курсировать Art bus. Необычный транспорт — совместный проект ГЦСИ, АО «Третий парк» и уличного художника Максима Имы. 3. Исследовать городские арт-пространства вместе с медиатором Знаете ли вы, что у БКЗ «Октябрьский» работает 5-метровая галерея, в подвале у «Чкаловской» открылся масштабный арт-бункер, а в уютной гостинице Wynwood с выходом на лучшую террасу города проходят выставки? Выбирайте один из 4 маршрутов, где известные институции перемешаны с андерграундными. За безопасное погружение в мир локальной арт-сцены отвечают специально обученные экскурсоводы-медиаторы. Программу изучаем тут. 4. Сходить в Музей петербургского авангарда на Петроградской стороне В уютном деревянном особнячке когда-то жила чета авангардистов Михаил Матюшин и Елена Гуро. Советуем посетить музей в компании искусствоведа Глеба Ершова на специальной экскурсии от Школы Masters. 5 октября 12:00 Ул. профессора Попова, 10 5. Зайти в бар, чтобы поговорить об уличном искусстве Среди специальных мероприятий Кураторского форума, рассчитанных на специалистов затесался bar talk в рюмочной «Свободная»: по иронии судьбы там будут обсуждать самое свободное искусство — уличное. Организатор Институт исследования стрит-арта. 6 октября 18:00 ул. Большая Конюшенная, 31