«ВкусВилл» – самый перспективный российский ритейлер. Что инвестору нужно знать перед выходом компании на биржу?
Основатель компании Андрей Кривенко также не отрицал подобную возможность. На какое-то время слухи о предстоящем IPO утихли, пока в начале сентября в сообщении Reuters не была подтверждена информация о том, что «ВкусВилл» выбрал в качестве площадки для размещения американскую биржу Nasdaq. Почему стоит следить за компанией и что нужно знать инвестору перед участием в IPO? Без преувеличения, «ВкусВилл» является самым перспективным российским ритейлером продовольственных товаров на сегодняшний день. Компания акцентирует внимание на правильном питании, здоровых продуктах и проверенных поставщиках, которые создают уникальную продукцию, продаваемую только в магазинах сети. Таким образом, «ВкусВилл» оказывается за рамками конкуренции с другими сетями. Конечно, ассортимент товаров не столь широк, но ставка на качество и полезность себя полностью оправдывает, если ориентироваться на темпы роста розничной сети и финансовые показатели. Если в 2015 выручка компании составляла 6 млрд рублей, то в 2016 уже 18 млрд, а в 2017 – 32 млрд рублей. Данные за 2018 год пока не известны, но по нашим оценкам, выручка превысила 50 млрд рублей. Как по динамике торговой сети (недавно был открыт 1000 магазин компании), так и по темпам роста финансовых показателей в сегменте розничной торговли равных компании нет. При этом сохраняется высокий потенциал роста даже в Москве и Санкт-Петербурге, не говоря про регионы, в которых работа, по большому счету, еще и не начиналась. В отличие от подавляющего большинства компаний, которые выходили на IPO в последнее время, «ВкусВилл» уже сейчас получает прибыль, а не накапливает убытки, только планируя выйти в плюс в будущем. На основе этих факторов считаем предстоящее размещение акций весьма интересным, хотя, конечно, нужно будет детально изучить операционные результаты компании и отчетность перед выходом на биржу, что является обязательным условием процедуры. По оценкам экспертов, IPO «ВкусВилл» состоится не ранее 2021 года. За это время компании нужно будет продолжить рост (в планах расширение на европейский рынок), договориться с ключевыми инвесторами, которые будут готовы выкупить значительную часть размещаемых акций, а также начать техническую подготовку к выходу на биржу. Получается, что у потенциального инвестора в компанию еще есть время собрать информацию, наблюдать за развитием сети и, возможно, попробовать себя в роли инвестора на других размещениях. В целом, покупка акций компаний, которые недавно вышли на биржу, либо только собирают предварительные заявки на первичное размещение, сопряжена с несколько большим риском, нежели работа с «долгожителями» рынка, однако и доходность зачастую значительно превышает среднюю по рынку. Это нужно учитывать и не использовать весь свободный капитал для инвестиций в IPO. Еще один важный момент заключается в том, что продать эти акции, то есть выйти из позиции, будет несколько сложнее — пока акции еще не размещены на бирже, придется договариваться с брокером, и существует вероятность, что отказаться от покупки уже будет нельзя. Это необходимо обговорить заранее. А если акции уже свободно торгуются на бирже, то нужно проверить не распространяется ли на ваш пакет бумаг период локапа (также нужно заранее обсудить с брокером). Локап-период — это временной промежуток, в течение которого первые владельцы акций компании, получившие их в ходе предварительных заявок, не могут продать свои акции, что защищает их от резкого снижения в первое время торгов. Важным моментом всегда выступает предварительная оценка справедливой стоимости акций компании, которая собирается на IPO. В маркетинговых материалах рекомендуем обращать внимание в первую очередь на финансовые показатели, перспективы рынка компании, а также руководство и тех, кто уже инвестирует в компанию (Чаще всего на IPO выходят компании, которые ранее привлекали венчурный капитал. Во «ВкусВилл», например, инвестировал известный фонд Baring Vostok). Неотъемлемая часть предварительного анализа — сравнение с конкурентами, которые уже представлены на бирже. На американском рынке аналоги на бирже найти очень легко, в России сложнее, учитывая меньшие размеры рынка и числа компаний. В случае с «ВкусВилл», если бы он размещался на российском рынке, конкурентами стали бы X5 Retail Group, «Магнит», «Лента». Можно сравнить отношение цены акции к прибыли на одну акцию, выручку в разрезе рыночной капитализации и другое. Если с этим пунктом возникнут трудности, всегда можно обратиться за консультацией или сравнительной аналитикой к брокеру. На российском рынке IPO не было достаточно давно — мешает прежде всего санкционная риторика и очень слабый инвестиционный климат. Учитывая, что западные инвесторы являются основными игроками на этом рынке, очень важно создание для них благоприятных условий, чему мешает геополитика. Тем не менее, очень ожидаемым является первичное размещение акций холдинга СИБУР, который готовится пойти на этот шаг после окончания строительства крупного завода в Тобольске. Компания довольно большая, и полностью оценивается дороже $20 млрд. Согласно информации Forbes, к первичному размещению готовится и «Европейский медицинский центр», частью которого владеет Baring Vostok. Компания имеет широкую сеть медцентров в Москве. Ритейлер «ВкусВилл», про который уже много говорилось в рамках данного материала, является, пожалуй, самой интересной целью для инвестиций, однако по сообщению источников готовится к размещению не ранее 2021 года.