Москва становится светлее
Когда я был студентом, то был потрясен снимком известного советского фотокорреспондента Виктора Темина "Вечерний Мурманск". Дома, стоящие на набережной, отбрасывали шикарные тени, а промежутки были буквально залиты мощными потоками света. Побывав в Мурманске, я ни разу ничего подобного не видел и все гадал - а как же он сделал такую фотографию? Секрет мне раскрыл фотограф Май Начинкин, хорошо знавший Виктора Темина. Оказывается, предприимчивый фотограф договорился с командующим флотом и попросил, чтоб на короткое время прожектора кораблей направили на город - так и получилась фотография. Когда же я был студентом и пытался в 1985 году снимать Москву, то все время удивлялся, почему у меня снимки выходят такими темными? Москва была очень скудно освещена. Здания оставались черными большими пятнами, фонари уличного освещения были далеко не везде. Столица вечером и ночью представляла довольно грустное зрелище - витрины магазинов гасли, машин было мало - лишь редкие вывески горели неоновым светом, да ветер носил по улицам бумажный мусор. Сейчас ситуация изменилась в корне. Если гулять по центру, то на улицах светло - всегда. Вывесок стало в десятки раз больше, витрины горят круглосуточно, а уличное освещение стало очень продуманными и необычайно ярким. Если на рубеже 1990-2000-х снимать архитектуру Москвы стало невозможно из-за обилия рекламных баннеров, которые устанавливали где попало, то теперь строгие линии улиц и контуры домов практически ничто не загораживает. Освещение домов продумывается властями, и памятники архитектуры лучше снимать вечером - тогда уж не мешает яркое небо, а стены того же московского кремля выглядят так, как будто там каждый день праздник. В годы моего студенчества яркий свет был уделом основных магистралей и нескольких центральных зданий. Обычные улочки, подъезды, парки - все погружалось в кромешную тьму. После 21 часа гулять в том же Парке Сокольники или Парке Горького было страшновато - теперь же в парки можно заходить в любое время ночи - светодиодные фонари на аллеях поначалу давали ощущение, что весь парк - гигантская киносъемочная площадка, а что по ней можно свободно гулять - так это просто перерыв в съемках и скоро все выключат. Так что самое видимое преображение столицы - именно в том, что она стала необычайно светлая. Когда я был ребенком, в школе все время говорили, что я буду жить в светлом будущем и при коммунизме - так и получилось, живу в светлом будущем, но - без коммунизма. Второе, как выяснилось, вовсе не обязательно. Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»