Роскошь – не по карману. У россиян больше нет денег на меха
Завод разместится в индустриальном парке «Храброво». А тем временем у местных производителей мехового сырья огромные проблемы со сбытом продукции. Спрос на мех за последние годы упал в несколько раз. Рынок сдулся Калининградские зверохозяйства производят 30% российской клеточной пушнины. Все три действующих в регионе предприятия имеют статус племенных репродукторов. В 2017 году в регионе произвели более 285 тысяч шкурок норки. Наш климат считается наиболее подходящим для выращивания именно этих пушных зверей. «Качественная выделка шкур – залог успешной работы с мировыми аукционами по продаже пушнины. Укрепление материально-технической базы, модернизация основных фондов организаций звероводства позволят повысить конкурентоспособное производство высококачественной пушнины, а значит, – увеличить экспортный потенциал пушного звероводства области», – говорит министр сельского хозяйства Наталья Шевцова. Но это в идеале. А на деле предприятия выживают, как могут. «Никаких льгот у нас нет, а с 1 января 2019 года ввели ещё НДС 20%, раньше мы платили только единый сельскохозяйственный налог, – рассказала исполнительный директор национальной Ассоциации звероводов Надежда Зубкова. – В мире – кризис, шкуры почти не продаются, а тут новый побор». Несмотря на то, что наши звероводы продают шкуры на международных рынках – в Копенгагене и Хельсинки, цены на них очень низкие уже четвёртый год подряд. Мировой рынок сдулся из-за перепроизводства и дешёвого китайского сырья. К тому же активно развиваются технологии по производству экомеха. Плюс сказалась девальвация рубля 2014 года. У россиян просто нет денег на мех. Кровно заработанные уходят на решение более насущных проблем. А меховые изделия – это роскошь. Оттого отрасль и проседает. Калининградская область пострадала больше всех остальных регионов из-за своего географического положения. Всю произведённую в регионе продукцию нужно вывозить, так как потребителя здесь нет. Местная меховая фабрика в этом сезоне продала всего 300 шуб. Раньше реализовывали до 2000 изделий. Неравные условия «У нас сегодня нет проблем, как вырастить хорошую шкурку, есть специалисты, технологии. Кредиты нам дают. А чем их отдавать, если в России не можем продать мех, потому что у нас бедный народ, а за границей за мех дают такую цену, которая даже не покрывает себестоимость. Проблема только с деньгами и экономикой в стране», – говорит Надежда Зубкова. Особенность географического положения области ставит местных производителей в неравные условия с конкурентами из большой России. Взять, к примеру, стоимость кормов для пушных зверей. Их доставка обходится в несколько раз дороже, чем для аналогичных производств в других регионах. Об этом рассказал замдиректора агрофирмы «Прозоровская» Александр Бахмат: «Компания производит порядка 60 тысяч шкур в год. Часть продадим за границей, часть пойдёт на единственное в области предприятие по изготовлению шуб, которое рассчитывается за поставки меха с отсрочкой платежа».