Нацпроект сомнений. Почему регионы ПФО не спешат вкладываться в производительность труда
Нацпроект «Повышение производительности труда и поддержка занятости» стартовал с 1 октября 2018 года. Он стал продолжением одноименного приоритетного проекта, который реализовывался с 2017 года. Планируется, что нацпроект затронет 10 тыс. организаций в 85 регионах РФ, а мерами поддержки воспользуются 4,8 тыс. предприятий. На сегодняшний день в рамках национального проекта свои процессы совершенствуют более 500 заводов из 36 регионов РФ. Главными целями проекта стали стимулирование роста эффективности предприятий, снятие лишних административных барьеров и развитие экспортного потенциала. Для выполнения этих задач предусмотрено обучение и стажировка управленческих кадров (всего планируется обучить почти 200 тыс. человек), а также создана система грантовой поддержки, модернизированы службы занятости. В итоге, к 2024 году, власти планируют увидеть ежегодный 5% рост производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевого сектора экономики. Сегодня этот показатель равняется 1,4%. Общее финансирование нацпроекта составит 52,1 млрд рублей, из них 45,7 млрд выделит федеральная казна, 5,6 млрд поступят из внебюджетных источников, 800 млн – из бюджетов субъектов РФ. Плюс к бюджету Исследование, проведенное институтом «ФедералПресс» в Приволжском федеральном округе, показало, что не все участники нацпроекта готовы тратить средства своих бюджетов на решение поставленных задач. Пока регионы больше получают, чем вкладывают. Так, в ПФО больше всего средств из федерального бюджета на реализацию нацпроекта получит Республика Башкортостан – 1,106 млрд рублей. При этом из своей казны регион планирует выделить всего 150,4 млн рублей. О дополнительных источниках финансирования в паспорте проекта ничего не говорится. И это достаточно богатый регион, основным источником доходов которого является нефтепереработка. По темпам роста Башкирия входит в пятерку лидеров среди регионов России. Здесь велика доля прибыльных предприятий, республика имеет положительное сальдо внешнеторгового оборота. Чуть более скромные аппетиты у Самарской области. Регион получит 209,116 млн рублей, а сам вложит лишь 11 млн рублей. Это также весьма экономически устойчивый регион, последние два года бюджет области остается профицитным. За 2018 год оборот организаций Самарской области превысил показатель предыдущего года на 11% и составил 3,3 трлн рублей. Республики Чувашия потратит на реализацию нацпроекта 10,8 млн рублей, а из бюджета РФ получит на эти цели 181,2 млн рублей. Столь низкий объем собственных инвестиций в проект можно объяснить общим состоянием экономики региона. Республика не может похвастать значительными успехами на экономическом поприще, по уровню развития занимая место между середняками и аутсайдерами среди регионов РФ. В Приволжском федеральном округе хуже показатели только у Пензенской и Кировской областей. Пензенская область на нацпроект готова выделить только 1 млн рублей. Правда и федеральная казна не слишком щедра к области, региону выделят всего 38,7 млн рублей. Саратовская область планирует вложить в нацпроект 5,5 млн рублей до 2024 года, а из федерации получит 103,2 млн рублей. При этом по уровню и масштабам развития промышленного производства регион занимает одно из ведущих мест в Поволжском экономическом регионе. Промышленность области включает в себя более двух тысяч крупных и средних предприятий. Другие участники нацпроекта, входящие в ПФО, оказались более активными. Они вкладывают средства регионального бюджета в достижение поставленных целей, а также привлекают деньги из внебюджетных источников. Такая заинтересованность властей не остается без результата. Так, в июле этого года в Нижнем Новгороде чествовали лидеров в повышении производительности труда в рамках Второго федерального форума «Производительность 360». Самым активным регионом по повышению производительности труда был признан Пермский край. Там подписано уже 48 соглашений с предприятиями об участии в нацпроекте из 141 запланированного до 2024 года. На сегодняшний день регион демонстрирует лучшую динамику по вовлеченности предпринимателей в проект. По данным правительства Пермского края, производительность труда у предприятий региона, которые участвуют в нацпроекте, за время его реализации выросла более чем втрое – от 8 до 23%, в ряде случаев до 30%. Всего на данный момент в проекте участвуют 55 предприятий среднего и малого бизнеса Пермского края, до конца 2019 года это число планируют увеличить до 69 компаний, а к 2024 году к проекту по повышению производительности труда должны подключить 141 предприятие. На реализацию нацпроекта в 2019 году власти направили 240 млн рублей, из них 235 млн рублей – это средства федерального бюджета. До 2024 года край получит от федерации 390,4 млн рублей. Собственные средства региона, вложенные в нацпроект, составят 290 млн. Еще около 8 млн рублей планируют привлечь из внебюджетных источников. В Татарстане средства регионального бюджета на цели нацпроекта превышают федеральные вливания – 269,55 против 146,38 млн рублей. Это не удивительно, ведь регион занимает шестую строчку по объемам производства в стране и является одним из наиболее экономически развитых субъектов федерации. В Удмуртии власти готовы вложить в проект 139,1 млн рублей и 140,9 млн привлечь из внебюджетных источников. Из федеральной казны регион получит только 218,5 млн рублей. Стоит отметить, что республику отличает развитая промышленность и многоотраслевое сельскохозяйственное производство. Здесь самая высокая в России концентрация оборонных предприятий, богатые запасы нефти. Мордовия и вовсе вложит в проект вдвое больше, чем федерация – 409,8 против 185,77 млн рублей. В последние годы здесь вообще отмечается рост во всех отраслях экономики, в том числе в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Выросли инвестиции в основной капитал, увеличивается интерес к республике со стороны иностранных инвесторов. «При активной позиции руководителей предприятий и региональных властей у нас есть все предпосылки для выхода на одни из рекордных в мире темпов роста производительности труда и вхождения в пятерку крупнейших экономик мира. Убежден, успехи лучших участников вдохновят предприятия и регионы активно использовать меры господдержки для собственного развития и процветания», – отметил гендиректор Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК, оператор нацпроекта) Николай Соломон. Есть и такие регионы-участники нацпроекта, которые вообще не дают официальных данных о своих бюджетах. К ним относятся Нижегородская, Ульяновская, Оренбургская и Кировская области, а также Республика Марий Эл. Перспективы под вопросом Как бы то ни было, уровень исполнения расходов по нацпроекту в регионах оставляет желать лучшего. Проект «Производительность труда и поддержка занятости» находится в списке аутсайдеров, уровень исполнения расходов по нему составляет всего 4%. Участники парламентских слушаний, посвященных реализации майских указов президента РФ, в Совете Федерации пришли к выводу, что регионы не могут спланировать свою бюджетную политику по реализации национальных проектов из-за отсутствия единых правил софинансирования. Представители Счетной палаты России сделали вывод, что реализация нацпроектов буксует из-за отсутствия достаточных организационных мер. Эксперты полагают, что изначально у всех регионов, участвующих в нацпроектах, были слишком разные стартовые площадки. То, что одним давалось относительно легко, для других непосильно. Об этом, в частности, шла речь на российском инвестиционном форуме в Сочи. «Я не пытаюсь поставить под сомнение ваши цифры. Я просто хочу сказать вещь, на мой взгляд, очевидную: у всех регионов разные условия. А задачу мы им поставили одинаковую. В состоянии ли они выполнять одинаковую задачу в силу того, что у них разные условия?», – задавался вопросом глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. В самой идее национальных проектов заключен повод для коррупционных нарушений и не целевого использования выделяемых средств, считают эксперты. По мнению аналитика консалтинговой компании «Консул» Владимира Домашевского, регионы часто берут на себя обязательства под давлением федеральных властей. «Если у области проблемы с экономикой, падают показатели, то руководство будет делать все возможное, чтобы показать, как они решают проблемы. В этом случае участие в нацпроекте вполне может стать таким показательным жестом. При этом внутри региона могут существовать гораздо более значительные проблемы, требующие немедленных действий и финансирования. Велика вероятность того, что выделенные на нацпроект средства будут направлены на другие цели», – считает он. «Подготовка кадров на предприятии – это задача специализированных учебных заведений, которые уже финансируются из бюджета. Выделение дополнительных средств на образование и переподготовку специалистов, которые уже получили дипломы, не логично. Что мешает пересмотреть программы колледжей и техникумов и готовить персонал под запросы конкретных предприятий или вообще сделать подготовку кадров национальным проектом, используя уже имеющиеся ресурсы и бюджеты? Появление подобной инициативы правительства – это еще одно доказательство несостоятельности системы образования и профессионального обучения», – считает гендиректор ассоциации сервисных компаний «Русервис» Алина Попова. По ее мнению, гораздо полезнее для бизнеса было бы предоставление налоговых льгот и госгарантий. Об этом же ранее заявлял глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Он заверил, что предприниматели готовы поддерживать государство, если доходность от их инвестиций в нацпроекты составит не менее 15%. В другом случае, правительству нужно озаботиться предоставлением бизнесу дополнительных стимулов — например, налоговые преференции. Однако пока подобные условия не оговаривались. Фото:pxhere.com, Елена Майорова/«ФедералПресс».