Вопросы нефти и газа разделили подписантов Каспийской конвенции

Нельзя сказать, что конвенция по Каспийскому морю решит все вопросы, которые существовали по данной акватории – считает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов. Конвенция по Каспию не урегулировала вопрос транзита углеводородов Госдума РФ ратифицировала Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, которая призвана закрепить порядок коллективного использования акватории данного озера. Отметим, что это соглашение является результатом переговорного процесса длиной в 20 лет. «Любая конвенция является базовым документом, а это значит, что конкретное содержание отдельных статей этого документа будет регулироваться через протоколы, а это уже произойдет позднее. Такой процесс происходит со всеми конвенциями вокруг Каспия, поскольку дискуссия по этим вопросам идет сложно. Например, некоторые конвенции, которые были приняты по данному региону – хотя бы по вопросам экологии, до сих пор не обросли необходимым количеством протоколов, которые бы поставили все точки над i. Таким образом, за протоколы, которые что-то дополняют, поясняют и направляют будет идти дипломатический торг», - заключает Куртов. Как замечает эксперт, в том, что дипломатическая борьба продолжится, нет сомнений. Более того, она уже обозначилась в виде конкретных болевых точек и тенденций по Каспию. Например, это возможность прокладки трубопровода по дну данного водоема. «Разговор здесь идет, как о нефтепроводах, так и о газопроводах, поэтому Российская Федерация и Иран долгое время занимали жесткую позицию по этому вопросу, настаивая на том, что Каспий является экологически уникальным водоемом», - резюмирует Куртов. По этой причине Россия и Иран считали, что прокладка трубопроводов должна быть согласована со всеми каспийскими странами, а Казахстан, Азербайджан и Туркменистан, естественно, считали по-другому, что и создало почву для долговременного спора. «Оппоненты России и Ирана полагают, что здесь достаточно согласования данного проекта между государствами, с чей территории пойдет этот трубопровод, и куда он затем придет. Здесь моментально всплывает проект Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан, который должен поставить туркменский газ на внутренний европейский рынок», - констатирует Куртов. С точки зрения экологии, как считает эксперт, подобная точка зрения является спорной, поскольку существует циркуляция воды, а также миграция рыб, а рыбы, как известно, не признают государственные границы и рыболовные зоны Каспийского моря. «В Конвенции этот вопрос окончательно не отрегулирован и записана лишь формула, что вопросы экологии должны решаться путем совместных переговоров, но здесь необходимо вспомнить, как вел себя Туркменистан в схожих вопросах. Просто само принятие этой конвенции развязывает руки прибрежным государствам, не считаясь с чужими интересами», - заключает Куртов. По словам Аждара Ашировича, российская дипломатия совершила необдуманную ошибку, подписав соглашение с Туркменистаном по вопросу ликвидации двойного гражданства, не прописав условия того, как и когда данный договор вводится в свое действие. «В результате, туркмены стали произвольно трактовать этот вопрос, вследствие чего, пострадало очень много людей, которые попали в эту ситуацию. Это нам нужно помнить в контексте этой Конвенции, поскольку Туркменистан, Казахстан и Азербайджан кровно заинтересованы в том, чтобы экспортировать свои природные ресурсы в Евросоюз, поэтому здесь можно ожидать разные инциденты», - резюмирует Куртов. По крайней мере, Азербайджан и Туркменистан пытаются сейчас активно привлечь инвесторов к своему проекту транскаспийского газопровода по поставкам туркменского газа в Европу, из-за чего России и Ирану будет чрезвычайно сложно ограничить эти устремления. «Данный проект подразумевает под собой обходной газопровод из Туркменистана на европейский рынок, где ситуация сегодня очень сложная, в том числе, и по причине того, что существуют известные проблемы с транзитом газа через Украину», - резюмирует Куртов. Конвенция является важным политическим решением Что касается других обстоятельств, связанных с рыболовством и иными вопросами по Каспию, то, скорее всего, они не будут вызывать серьезных дискуссий, поэтому главным обстоятельством является проблема трубопроводов через данную акваторию. «Основное богатство Каспия – это углеводороды, а что касается рыболовства, то по сравнению с царскими и советскими временами объемы ловли рыбы в данной акватории на сегодняшний день значительно снизились. Если брать вопросы безопасности, то данный договор эти проблемы решил, тем более, все принимают в расчет факт Каспийской флотилии РФ», - заключает Куртов. Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что подписание данной Конвенции является важным политическим решением. «Для государств, которые расположены в этом регионе, данная Конвенция является важным решением, поскольку перед нами стратегический регион, выходящий на разные направления. Впрочем, экономический аспект здесь является главным, а так Конвенция разрабатывалась очень давно, и для этого было проведено несколько встреч на высшем уровне», - констатирует Куртов. А так, как полагает эксперт, сам факт принятия Конвенции снижает возможность появления конфликтных ситуаций на Каспии. Долгов считает, что теперь это возможно только в случае превратных интерпретаций положений данной Конвенции.

Вопросы нефти и газа разделили подписантов Каспийской конвенции
© ФБА "Экономика сегодня"