Войти в почту

И вновь продолжается бой: Украина никогда не заканчивает свои войны

В бывшем киевском Музее Великой Отечественной войны открылась выставка «Неоконченная война». Сейчас этот музей посвящен истории Украины во Второй мировой войне, что и внесено в его новое название. То есть идеологи и исполнители новой украинской парадигмы видят страну как отдельного субъекта самой большой войны в истории человечества. Хотя оснований для этого немного, но чего не сделаешь для создания фронтира — барьера между Россией и Европой? Во время самой войны этим фронтиром занимались активные участники ОУН-УПА, ныне официально признанные в Украине участниками освободительных движений. Хорошо, что на украинском языке, а не на языках Евросоюза. Потому что во Франции, например, вооруженных гитлеровцами украинских националистов помнят как активистов охоты на маки — местных партизан, участников движения Сопротивления. Теперь к созданию фронтира подключились художники всех жанров. Кураторы с родовыми травмами национальной памяти предпочитают расширять жертвенный дискурс настолько, что даже периферическим зрением уже тяжело усмотреть в пантеоне героев Великой Отечественной украинцев — солдат-победителей. Хотя в экспозиции Музея мундиров с советскими орденами и медалями еще достаточно, но за его стенами — разве что бюсты в Парке Вечной славы. С фамилиями, конечно же, щирых украинцев. Если же говорить о самой выставке, то следует отметить узнаваемые по творческому почерку пространственные инсталляции известного украинского художника Антона Логова. Очень ему удаются городушки из (…) и палок. Почему и приглашают во всякого рода бюджетные проекты без хрома и глянца — вытащит идею на одном таланте! Одна из его нынешних инсталляций называется "Отражение памяти", что уже может трактоваться как приглашение к путешествию во времени и пространстве. На странице у автора написано: "Осень 1943 Берег Днепра. В разгаре — форсирование водной преграды… Между лодок, уже готовых отправиться в опасный путь кипящими от пуль и снарядов днепровскими волнами, возникают в нашем воображении образы участников этой эпопеи. Кому-то из них повезло добраться правого берега, кто-то нашел вечный покой в холодных водах. В каждом из них — наше отражение. Мы отражаемся в них, как они — в нашей Памяти. И над всем этим, как реквием по неоправданным потерям, — фуфайки, пиджаки "чернопиджачников", призванных "полевыми военкоматами" и брошенных в адскую "мясорубку" войны. До сих пор иногда рыбаки сетями достают из темных вод Днепра солдатские кости — ужасный урожай войны. "А хотелось бы только умереть своей смертью, чтобы кости мои не валялись по земле…" — просит у безвременья один из героев выставки. Обращает на себя внимание один эпитет по отношению к потерям: "неоправданным". Действительно, ничем, кроме победы над самым страшным врагом в истории человечества, оправдать людские жертвы нельзя. Или этого мало? Спросить бы об этом у киевлян, которые находились в оккупации во время форсирования Днепра осенью 1943 года. У жителей Варшавского гетто. У узников концлагерей Майданек, Бухенвальд, Освенцим, Равенсбрюк… Но нет уж тех свидетелей кровавой бойни, в которой полчища Адольфа Гитлера не собирались добровольно уходить с нашей земли, а цеплялись за любую возможность продлить агонию. И высоченный правый берег Днепра был им в помощь, как был он во вред армии-освободительнице, подошедшей к переправе с большими людскими потерями. Не было тогда института военных контрактников, а были вышеупомянутые "полевые военкоматы", которые бросали в бой необученных и недовооруженных жителей освобожденных территорий Украины. Является ли это секретом в советской историографии? Да нет же, в том же Музее есть экспозиция с лодками и прочими плавсредствами, воссоздающими трагические подробности переправы, которые — и это цена победы — привели к освобождению древнего города от немецко-фашисткой орды. Другая инсталляция называется "Ворота войны": "Она символизирует сломанные человеческие судьбы в условиях любой военной агрессии. Ее метафорические деревянные конструкции напоминают подорванные опоры моста и одновременно ворота ужасного существования, которое трудно назвать новой жизнью, условный переход от "ЕСТЬ" к "БУДЕТ". Но "ЕСТЬ" уже нет, потому что над столбами завис самолет. Чего же ждать? Бомбардировка, пожар, наспех собранные вещи, чемоданы, узлы, бегство от войны, разлука с родными, социальные эксперименты… На том берегу, где "БУДЕТ", — боль, неизвестность, вражда, месть, смерть, война… Сказано ли где-то о том, кто принес смерть на землю Украины? Пока не замечено за копирайтерами такой честности, и это наводит на определенные размышления: не нужна им победа Украины в составе СССР над Германией 9 мая 1945 года. Им нужен день примирения жертв с палачами 8 мая. И полное подчинение так называемому дискурсу, а попросту говоря, допуск к грантовой кормушке, наполняемой нынешними нацистами. И уж совсем иезуитским признанием звучит текст: "Это тематическая выставка "Украина. Неоконченная война", которая создавалась как параллельная линия новой экспозиции Национального музея истории Украины во Второй мировой войне. Расположена она на втором этаже и занимает все его пространство. По времени выставка будет экспонироваться около двух лет". Параллельная, Карл! Но есть опасения, что по истечении этих двух лет демонтирована может быть основная — героическая — экспозиция. И тогда останется только жертвенность, жажда мщения, русофобия в широком — от Москвы до самых до окраин — и в узком — по отношению к Донбассу — смысле. Что к миру, конечно же, не приближает. На фоне этого откровения совершенным инфантилизмом звучат слова автора инсталляций: "Я создал пять тематических инсталляций в пространстве и стенах четырех залов музея, придумал и скорректировал освещение, очистил зал от лишнего (интересно, что было там лишнее?— Прим. авт.), а главное, сдружился с замечательным коллективом музея! Два с половиной месяца большой командой мы работали только над монтажом этой выставки! Сейчас уже вспоминаю, как в конце июня меня пригласили присоединиться к созданию этого "безумного" проекта Оля Собкович и Olesia Sobkovych по инициативе Любови Легасовой (замдиректора музея), которая выполнила функции куратора и была основным энерджайзером проекта. Спасибо им за помощь в консультировании по экспонатам и созданию пространства! (…) Этот музей не менялся коренным образом уже где-то на протяжении двадцати последних лет. Мы попытались это сделать". Надо порадоваться за автора — вошел в историю. Если бы еще убрал кавычки в слове "безумного", вообще был бы молодцом. А так только улыбается на фото с сокураторами — тема выставки этому совершенно не мешает. Это вообще характерно для эпохи постправды: улыбки на фоне трагедии. Потому что она — за спиной, а впереди — признание, бонусы, гранты и прочие коврижки за перепрошивку национальной памяти…. Причем в служебном и художественном рвении, как видно, все средства хороши: изощренный кураторский ум присовокупил к экспозиции "Неоконченной войны" и крымских татар: "15 минут на сборы. Спешно собранное дорогое — Коран, семейные реликвии, женские украшения и хлеб детям. Подводы, машины, товарные вагоны… путь в никуда… для чего, за что?.. Это не кадры ужасного фэнтези, это реалии жизни, связанные с депортацией крымских татар. А еще уникальные экспонаты — последний кусочек женского пояса с серебряным шитьем, который отрезали и меняли на хлеб в ссылке. Спасибо художнику Рустему Скибину за уникальные экспонаты, которые можно увидеть на выставке "Украина. Неоконченная война…". Казалось бы, тема депортации малых народов Советского Союза после освобождения территорий их компактного проживания давно исследована, отрефлексирована, а в Крыму даже всячески артикулирована не в пользу правящего тогда режима. С сожалением вспоминают о том времени как простые граждане, так и руководители всех рангов. Но нет же — для поддержания огня неоконченной войны даже такие приемы годятся. Ибо всему можно найти концептуальное обоснование и подвести научную базу. Есть среди научных консультантов этого проекта такой интересный персонаж украинской исторической науки, как профессор и доктор соответствующих наук Елена Стяжкина — та самая, которая как-то обмолвилась, что Донбассу сначала нужны виселицы, а потом — школы (не дословно, но близко к тексту). Историческое получилось высказывание. Жаль, не внесено в Минские соглашения, как отражающее истинное видение разрешения конфликта украинской стороной. Которая, скорее всего, не собирается прекращать свои войны…

И вновь продолжается бой: Украина никогда не заканчивает свои войны
© Украина.ру