Войти в почту

Между молотом и наковальней - ЕС необходимо сократить цифровую пропасть, отделяющую блок от США и Китая

Времени мешкать нет. Быстрый рост цифровой экономики создает технологический мир «Большой двойки», в котором доминируют Соединенные Штаты и Китай, а Европа занимает третье место. Ни одна европейская фирма не входит в число крупнейших мировых интернет-компаний. Большинство технологических единорогов - частных стартапов стоимостью более 1 миллиарда долларов - находятся за пределами ЕС. А технические центры, такие как Шэньчжэнь или Силиконовая долина, в настоящее время затмевают все, что может предложить Европа. Если лидеры ЕС позволят этим тенденциям сохраниться, Европа окажется не в состоянии справиться с геостратегическими вызовами XXI века. Устаревшая производственная и технологическая база не сможет поддерживать отказоустойчивую и эффективную инфраструктуру данных и, таким образом, ограничит стратегическую автономию. Поскольку технологии и инновации стали важной ареной для китайско-американского соперничества, Европа должна действовать, чтобы не оказаться между молотом и наковальней. У Европы также есть веские экономические причины действовать оперативно. Во-первых, компании, которые активно используют технологии, как известно, являются более конкурентоспособными. По оценкам ОЭСР, самые производительные из этих компаний - то, что организация называет «пограничными фирмами», - обеспечили почти весь рост производительности в странах с развитой экономикой за последнее десятилетие. Такие компании создают большинство высококачественных и высокооплачиваемых рабочих мест в современной экономике. Если слишком большая часть корпоративного сектора Европы останется низкотехнологичной и неконкурентоспособной, будущее рынка рабочей силы будет все более неприглядным? а лучшие сотрудники могут мигрировать в другие страны. Более того, непродуктивный частный сектор генерирует более низкие налоговые поступления. Без достаточного количества прибыльных фирм и высокооплачиваемых рабочих мест правительства по всей Европе столкнутся с проблемами финансирования и дополнительным давлением на государственные бюджеты. Принимая во внимание, что стоит на кону, становится очевидно - ЕС срочно нуждается в радикально амбициозной программе инноваций. Это должно быть долгосрочным усилием, в котором укрепление сотрудничества между европейскими партнерами играет центральную роль. Наиболее очевидными представляются три стратегических приоритета. Во-первых, Европа должна создать экосистему университетов и исследовательских центров, которые могут привлекать таланты со всего мира. Кластеры, подобно тем, которые лежат в основе каждого крупного глобального инновационного центра, будут не только гарантировать образование мирового уровня, но и генерировать прикладные знания, которые можно трансформировать в эффективные компании и проекты. В частности, Европе нужны академические институты, которые объединяют лучшие умы исследовательского мира, промышленности, финансового сектора и предпринимательского сообщества. Такие учреждения должны измерять свой успех по количеству стартапов, которые запускаются в их инкубаторах, по количеству рабочих мест, созданных их отделениями, и по общему вкладу в местный, региональный и национальный экономический рост. Если этот рывок не произойдет, академическая инфраструктура Европы не будет соответствовать целям XXI века. Во-вторых, ЕС должен заполнить единый цифровой рынок, чтобы стимулировать новые инновации. Цифровые рынки должны быть большими, чтобы быть успешными, однако Европа по-прежнему фрагментирована лишними барьерами. Инновационные цифровые фирмы, которые хотят работать по всему ЕС, должны ориентироваться в многочисленных нормативных актах и нормах, которые сдерживают их рост, негативно сказываясь на конкурентоспособности. Американские и китайские технологические компании в значительной степени процветают, потому что у них есть огромные внутренние рынки, обеспечивающие рост, который им необходим для расширения на международном уровне. Поэтому лидеры ЕС должны удвоить усилия по углублению европейской интеграции и расширению рынков посредством многостороннего сотрудничества. Кроме того, соглашения ЕС должны включать стандартные положения о цифровой торговле, чтобы обеспечить равные условия для игры как внутри страны, так и за рубежом. В-третьих, ЕС должен сохранять бдительность в отношении злоупотреблений и проблем конкуренции в цифровой экономике. Цифровизация создала рынки, на которых выигрывают все, и в цифровой экономике процветают олигополистические силы. Фирмы, которые имеют доступ к данным и имеют возможность обрабатывать их, как правило, лучше, чем те, которые не имеют такой возможности. Самым ярким признаком растущей концентрации рынка может быть отсутствие распространения прироста производительности от пограничных фирм к остальным. Застой в заработной плате, снижение доли заработной платы в национальном доходе и ослабление процедур ведения коллективных переговоров также указывают на отсутствие рыночной конкуренции. ЕС обязан обеспечить свободную и честную конкуренцию на своих рынках. Внедрив в 2018 году общее положение о защите данных, чтобы предоставить гражданам ЕС больший контроль над своими личными данными, европейские лидеры должны и впредь следить за тем, чтобы верховенство закона применялось как онлайн, так и офлайн, и чтобы конкуренция в цифровой экономике была справедливой. Такой подход к инновациям принесет пользу европейцам и людям во всем мире. Европа обладает человеческим капиталом, инфраструктурой, институциональным потенциалом, а также финансовыми и корпоративными ресурсами, чтобы стать мировым лидером в области технологий и инноваций. С помощью смелых, быстрых действий, новые лидеры ЕС могут создать модель, которая обеспечит волновые эффекты во всем мире. И вместо того, чтобы быть отсталой, с точки зрения инноваций, Европа могла бы стать примером для других.

Между молотом и наковальней - ЕС необходимо сократить цифровую пропасть, отделяющую блок от США и Китая
© Версия