о просветительском нормативе для школьников
«Отдавая должное смелости министерств, рекомендующих школьникам слушать группу Nirvana (песня Smells Like Teen Spirit, номер 100 в списке зарубежной музыки для 9—11 классов), трудно отделаться от ощущения, что сами списки, формирующие культурный фундамент, довольно поверхностные. Рекомендуется, например, знать песни группы «Машина времени» «Марионетки» и «Солнечный остров». Эй, а «Поворот» где? Почему именно эти песни? Почему группа «Кино» должна остаться в культурном коде только песней «Перемен!»? И почему вообще в списках перечисляются песни, а не альбомы?» Когда-то давным-давно, в самом начале восьмидесятых, в строгие и, как тогда казалось, бесперспективные времена по рукам привыкших уже ко всему советских людей ходили таинственные списки — списки артистов, «в творчестве которых содержатся идейно вредные произведения». Списки эти были очень странными по содержанию. Скажем, безобиднейшая немецкая поп-группа Dschinghis Khan, созданная специально для участия в конкурсе «Евровидение» (!), была указана как пропагандирующая антикоммунизм (!!) и национализм (!!!). Была в тех списках, разумеется, и английская группа Pink Floyd. Наверное, единственная, в творчестве которой действительно содержались идейно вредные высказывания — в частности, об «агрессии СССР в Афганистане». И вот прошло больше 30 лет. И министерства культуры и просвещения Российской Федерации публикуют совместный документ, называющийся «Методические рекомендации по реализации межведомственного культурно-образовательного проекта «КУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ ШКОЛЬНИКА». «Проект направлен на духовное, эстетическое и художественное развитие школьников и повышение культурной грамотности подрастающего поколения», — пишут авторы документа в преамбуле. А в списке рекомендованной для повышения культурной грамотности подрастающего поколения музыки для 9—11 классов под номером 98 указывают песню группы Pink Floyd под названием Money. А в списке рекомендованных для того же возраста фильмов — картину Алана Паркера «Стена», снятую по одноимённому альбому Pink Floyd. Как видите, наше движение в сторону прогресса неоспоримо. Да что там Pink Floyd! Для повышения культурной грамотности подрастающего поколения министерства культуры и просвещения рекомендуют школьникам ознакомиться с произведениями Энди Уорхола «Банки супа «Кэмпбелл» и даже Марселя Дюшана «Фонтан». Представляющего собой, если кто не знает, обычный, купленный в хозяйственном магазине писсуар. Слов нет, оба этих произведения оказали на мировое искусство большое влияние. Но для того, чтобы объяснить это школьнику, требуется некоторая разъяснительная работа. Если же просто показать школьнику писсуар и назвать это одним из важнейших произведений искусства XX века, школьник разве что хмыкнет. А сколько в России есть школьных преподавателей, способных объяснить то, что хотели сказать Дюшан и Уорхол, я лично не знаю. Что-то подсказывает мне, что немного. И, отдавая должное смелости министерств, рекомендующих школьникам слушать группу Nirvana (песня Smells Like Teen Spirit, номер 100 в списке зарубежной музыки для 9—11 классов), трудно отделаться от ощущения, что сами списки, формирующие культурный фундамент, довольно поверхностные. Рекомендуется, например, знать песни группы «Машина времени» «Марионетки» и «Солнечный остров». Эй, а «Поворот» где? Почему именно эти песни? Почему группа «Кино» должна остаться в культурном коде только песней «Перемен!»? И почему вообще в списках перечисляются песни, а не альбомы? Заметьте, я написал четыре вопросительных предложения подряд, что мне, вообще-то, не свойственно. Потому что я обычно не спрашиваю, а констатирую. Но поскольку я горячо поддерживаю саму идею формирования некоего культурного кода, объединяющего школьников в продолжение нации, то мне хотелось бы именно задать вопросы и получить на них ответы. Чтобы улучшить и дополнить этот, безусловно, неполный список. Согласитесь, что вряд ли можно оценить творчество группы The Beatles по одной только песне All You Need Is Love. А предлагается почему-то именно это. Также есть некоторые вопросы к культурному коду самих составителей культурного кода. Например, в пункте 44 списка литературы для 1—4 классов указано произведение «Кожемяка Никита. Богатыри и витязи Русской земли». Как будто Кожемяка Никита — это автор произведения, а не былинный богатырь Никита Кожемяка, являющийся его героем. А в строке 13 списка литературы для 5—8 классов указано: «Велтистов Е. Приключения Электроника». Но у Евгения Велтистова нет книги «Приключения Электроника». Так назывался телефильм, а оригинальная повесть, по которой он был поставлен, называлась «Электроник — мальчик из чемодана». Точно так же, как и рекомендованный для 9—11 классов цикл Артура Конан-Дойла не назывался «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Так назывался фильм Игоря Масленникова, а сборник из 12 рассказов Конан-Дойла, опубликованный в 1892 году, назывался просто The Adventures of Sherlock Holmes. Все эти странности как бы говорят нам о том, что составителям списков не помешало бы повысить и собственный культурный уровень. Потому что ладно бы речь шла о какой-то рабочей дискуссии, но перед нами всё-таки официальный документ. А ещё в списке, предлагаемом для формирования культурного фундамента русского человека, нет картины Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». «Пролетая над гнездом кукушки» и «Форрест Гамп» есть, а «Иронии судьбы» нет! Там нет ни «Двенадцати стульев», ни «Золотого телёнка». Ни в каком виде — ни в литературном, ни в кинематографическом. Но и это ещё не всё. В списке, который должен сформировать культурный код русского человека, нет песни Давида Тухманова «День Победы». Вот нет её — и всё! Может быть, конечно, составители списков считают, что «Ирония судьбы» и «День Победы» и так вписаны в наш культурный код с самого что ни на есть рождения. С молоком матери, так сказать. Но почему этот момент не формализован — трудно сказать. Так что за попытку, как говорится, спасибо. Но считать полученный результат окончательным пока, увы, не получается. Продолжайте работать. Готов поспособствовать. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.